Рефераты. Опыт кооперативного движения в СССР в период "перестройки"

·        сложившийся хозяйственный механизм не обеспечил относительно равных экономических и правовых предпосылок для развития всех форм хозяйства.

·        Кооперация, имея определенные преимущества перед государственным хозяйством по уровню свободы экономической деятельности, в тоже  время оказывалась в несравненно худших условиях по ресурсному обеспечению. Возможностям распространения во многих сферах экономики и т. д. И то, и другое стимулировало расширение теневых отношений. Включение в них и кооперативного, и государственного хозяйства;

·        государственная экономическая политика не была стратегически достаточно определенной и тактически последовательной, в  том числе и по отношению к кооперации. Это периодически дестабилизировало ситуацию в ней, подрывало уверенность в ее перспективах.

     Таким  образом, перерождение  новой кооперации явилось  следствием не ее внутренних пороков или несоответствия ее кооперативных начал сущностным чертам России, а в совокупности серьезных, но преходящих причин, а также факторов, влияние которых можно преодолеть или ослабить.

    Условия развития кооперации изменились по сравнению со второй половиной 80-х годов. Нет ни  потребности, ни необходимости в становлении кооперации как некоей конгломеративной формы. Такая кооперация просто не нужна. Потерял свое значение и простой количественный рост  числа кооперативов и кооперативных предприятий. Но зато  в  экономической и социальной ситуации появилась потребность в становлении подлинной кооперации в силу специфики, соединяющей коллективные и частные начала, экономические и социальные аспекты, дифференциацию   по результатам деятельности и социальную справедливость и т. п.

     Но для становления и развития кооперации, действительно основанной  на кооперативных  принципах, требуется ряд условий.

      Первое. Преодоление идеологизации экономики. Она  должна стать действительно открытой для развития всех конкурентоспособных типов  хозяйства, основанных на различных формах собственности. При этом должен полностью   отсутствовать идеологический фактор, отдающий предпочтение каким-либо формам в целях реализации заданной схемы развития (так, как это случилось с акционерной формой в связи  с реализацией Государственной программы приватизации).

      Второе.   Создание условий как для свободного  выбора каждым хозяйствующим субъектом наиболее подходящей ему формы хозяйственной организации, так и для преобразования одной формы в другую, для интеграции разных форм. В этой связи необходимы корректировка форм и способов приватизации, в частности, включение в приватизационные процессы условий превращения государственных предприятий в кооперативные, подход к развитию кооперации как к одной из форм приватизации.

      Третье.   Открытие для кооперации различных сфер экономики. Целесообразно предоставить кооперации возможность занимать ту  экономическую и социальную нишу, в которой она будет эффективной.

      Четвертое.  Соблюдение демократических основ  организации кооперации. Не должно быть ограничений на виды кооперативов и на их внутреннюю

организацию. Во внутренних отношениях кооперативам следует  руководствоваться  законодательством и собственным уставом Здесь не может быть единообразия, в хозяйственных связях  они должны  иметь возможность функционировать как предпринимательские фирмы без чьего-либо вмешательства и диктата. Не следует вводить ограничения  на размеры кооперативов. Кооператив – это не обязательно малое предприятие, хотя большинство кооперативов вполне закономерно развивалось как таковое.

       Пятое. Рыночные  начала во внешних связях кооперативов недеформированные кооперативные отношения, способные  дать наибольшую отдачу, могут развиваться только на основе конкуренции и в меру, конкурентоспособности кооперации в рыночном хозяйстве. Соответственно  невозможно  распространение внутрикооперативных принципов на общественное устройство в целом, что также означало бы перерождение кооперации и вело бы к общему социально-экономическому тупику. Кооперация должна быть одной из социальных форм хозяйства и развиваться наряду с другими, составляя сложную  систему многосубъектных  отношений экономически эффективного хозяйства

        Шестое. Необходимо создание правовых гарантий и возможностей организации и ведения кооперативного хозяйства на длительную перспективу. Особое  значение в этой связи  имели бы  разработка  и принятие Закона о кооперации в России, в котором следовало бы  предусмотреть  развитие различных видов кооперации в разных  сферах экономики. Принятие Закона о кооперации принципиально важно для закрепления основополагающих принципов кооперации и кооперативной собственности.  Наметившаяся тенденция к разработке законов по отдельным видам  кооперации (потребительской, сельскохозяйственной) под влиянием  различных заинтересованных  в них сил  неизбежно  приведет к созданию противоречивых с точки зрения кооперативных отношений законодательных актов. К тому же для кооперации могут оказаться закрытыми многие сферы экономики.

      При разработке законодательной базы  развития кооперации следует исходить не из сиюминутных интересов, а учитывать весь многообразный опыт развития кооперативных форм и возможные перспективы развития кооперации в России, создать законодательные основы для развития не только отдельных видов кооперативов, а цельного  кооперативного движения, кооперативной политики государства.

     Закон о кооперации в бывшем СССР, сыгравший в свое время положительную  роль в воссоздании кооперации, не может быть положен в основу разработки  нового законодательного акта по проблемам кооперации, поскольку многие нормы, которые в нем содержатся, устарели с точки зрения нынешних экономических отношений и действующего хозяйственного  механизма. В Законе о кооперации в России должны быть отражены:

·        определение кооператива, включающие цели и принципы его деятельности, а также основные виды кооперативов (независимо от отраслей их деятельности) и возможность возникновения новых видов;

·        положения о кооперативном членстве, правах и обязанностях членов кооператива, а также наемных работников в кооперативах;

·        порядок образования кооператива и его регистрации, ответственность должностных лиц за нарушение порядка регистрации или необоснованный отказ в ней;

·        основное содержание устава кооператива;

·        ответственность кооперативов и их членов по обязательствам кооперативов;

·        положение о капитале кооператива. Об управлении кооперативом, о причинах и порядке его ликвидации и т. д.

      В определенной мере для подготовки Закона о кооперации в России может быть использовано Положение о кооперативных товариществах и их союзах, подготовленное в предреволюционный период и,  по существу, оставшееся нереализованным. Закон о кооперации в России стал бы общей основой создания в дальнейшем развернутого кооперативного законодательства, в том числе с учетом республиканской и региональной специфики.

     Принимая во внимание роль и удельный вес тех отраслей и сфер деятельности, в которых кооперация в принципе способна получить приоритетное развитие, можно утверждать, что в России вполне реально формирование в перспективе крупного кооперативного сектора  хозяйства. Для создания более благоприятных условий возрождения кооперации следует  осуществить ряд дополнительных мер:

·        включить в региональные программы по поддержке малого бизнеса, которые должны быть приняты в развитие правительственных документов по малому предпринимательству, специальные разделы по созданию кооперативов, поддержке и развитию  кооперации;

·        создать при правительстве РФ небольшое подразделение, в функции которого могла бы войти разработка конкретных мероприятий по оживлению кооперативных идей в обществе, поддержке создаваемых вновь  и действующих  на кооперативных началах предприятий, по выявлению истинных приверженцев кооперации на местах, оказанию им поддержки и т. д. Однако не следует передавать эти функции государственным управленческим структурам по малому бизнесу или предпринимательству, так как  это может вновь породить государственное управление кооперацией, а затем и утрату ею кооперативных начал;

·        наладить подготовку кадров кооператоров в государственной системе  образования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.