Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.
Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Плательщиками этого налога признаются:
а) организации,
б) индивидуальные предприниматели
в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ).
Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
· реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; при этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
· передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
· ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В Кодексе установлен также исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС (статья 149).
НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль.
Продолжительность налогового периода по налогу на добавленную стоимость устанавливается в зависимости от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком. Базовый налоговый период составляет один календарный месяц, но он может быть увеличен до одного квартала, если сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж за квартал не превышает один миллион рублей.
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), вводятся расчетные налоговые ставки 9,09 и 15,25%. Эти ставки исчисляются следующим образом. Для определения доли налога в продажной цене товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%, расчетная ставка исчисляется: 18: 118 * 100% = 15,25%, а при ставке 10% (для большей части продовольственных и иных социально значимых товаров) соответственно: 10:110 * 100%= 9,09% Расчетные налоговые ставки не применяются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; в этом случае возможны только ставки 10 и 18% в зависимости от вида ввозимых товаров.
Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется путем сложения сумм налога, определенных по каждой операции, по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), может определяться двумя способами:
· по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов; при этом дата реализации товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат:
а) день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
б) день оплаты товаров (работ, услуг);
в) день предъявления покупателю счета-фактуры;
· по мере поступления денежных средств; при этом дата реализации товаров определяется как день оплаты товаров (работ, услуг).
Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные налоговые вычеты.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновение права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.
Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика, а в случае уплаты ее налоговым агентом — по месту нахождения налогового агента. По общему правилу уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с правилами гл. 20 Таможенного кодекса РФ.
Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в современной налоговой системе России. Это — прямой налог, т. с. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).
Плательщиками налога па прибыль, согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом обложения признается:
1) для российский организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства,— полученный через эти представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Доходами признаются:
а) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, т. е. доходы от реализации;
б) внереализационные доходы.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, прописанных в статьях 253—269, 272 Налогового кодекса РФ.
В главе 25 Налогового кодекса РФ уточнен и детализирован порядок определения налоговой базы и проведения налогового учета.
Базовая налоговая ставка установлена в размере 24%. При этом:
1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
2) сумма налога, исчисленная но налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;
3) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Федерации. При этом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Суммы квартальных платежей определяются с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплаты этих платежей производятся равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Согласно Федеральному закону от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ (глава 25 Налогового кодекса РФ) вместе со снижением налоговых ставок налога на прибыль отменяются льготы по этому налогу, в том числе инвестиционные.
Налог на имущество организаций. Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов пока крайне невелика.
Цель введения налога на имущество — стимулирование эффективного, рационального использования имущества, сокращение излишних запасов сырья и материалов. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Плательщиками налога являются: предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юридические лица РФ); иностранные юридические лица, международные объединения, владеющие имуществом на территории Российской Федерации.
Объект обложения — находящиеся на балансе налогоплательщика основные средства и нематериальные активы, которые учитываются по остаточной стоимости, а также запасы и затраты. Налогооблагаемый период — I квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, календарный год.
Среднегодовая стоимость рассчитывается по формуле средней хронологической на основе данных о стоимости имущества, включаемого в налогооблагаемую базу на 1-е число первого месяца каждого квартала года за соответствующий налогооблагаемый период.
Льготы по налогу на имущество организаций подразделяются на две группы. В первую группу входят льготы, связанные с полным освобождением определенных организаций от данного налога (например, бюджетных организаций, религиозных объединений и организаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий, организаций образования и культуры и др.). Ко второй группе относятся льготы, связанные с освобождением от налога отдельных видов имущества, принадлежащего предприятию. В частности, для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы взноса по соответствующим объектам) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; магистральных трубопроводов; железнодорожных путей сообщения и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7