Рефераты. Операции коммерческих банков

Наряду с этими основными услугами факторинг на комиссионных началах в порядке разовых операций может оказывать своим клиентам различного рода дополнительные услуги:

Постоянное и разовое консультирование хозорганов по вопросам совершенствования  организации их расчётов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам;

Юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам);

Ведение по поручению клиентов учёта товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учёта для составления бухгалтерских отчётов и оценки сложившейся практики платёжных взаимоотношений.


                        3. Трастовые (доверительные) операции банка

Траст – это операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п. ) клиента, оставляемые от его имени и по поручению клиента на основании договора с ним.

Правовой базой, на которой развиваются операции по доверительному управлению имуществом, является ГК РФ (часть 2). Отношения доверительного управления имуществом регулируются главой 53 ГК РФ, в соответствии с которой по договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительный управляющий имеет право совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, действуя при этом от своего имени, не указывая, что выступает в качестве доверительного управляющего.

ГК РФ установлено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 5 и 6 «О банках и банковской деятельности» в качестве доверительного управляющего могут выступать и кредитные организации.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым целым рядом объективных причин.

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач – повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении всё более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитие новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвёртых, преимущества доверительных операций для банков по сравнению с другими видами деятельности, которые заключаются в следующем:

А) неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операций за свой счёт банк ограничен определёнными рамками, так его собственные ресурсы небезграничны, как небезграничны и потенциальные кредиты, а при обслуживании же клиентов на основе траста число последних крайне велико, и, следовательно,  доходы банка растут с увеличением числа клиентов;

Б) чёткая структуризация в работе банка: все операции по обслуживанию клиентов не рассредоточиваются по разным отделам, а собраны в одном функциональном подразделении (отделе, управлении);

 В) сравнительно невысокие банковские издержки на проведение доверительных операций;

Г) расширение корреспондентских отношений банка, улучшение его положения на межбанковском рынке, повышение репутации.

Трастовые операции (операции по доверительному управлению) являются новыми для нашей банковской практики.

В настоящее время осуществление российскими банками операций по доверительному управлению регламентируется инструкцией ЦБ РФ № 62 от 2 июля 1997 года, разработанной на основе гл. 53 ГК РФ, ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ст. 5 гл. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты Российской Федерации: как юридические, так и физические лица (собственники имущества, опекуны, попечители, исполнители завещаний).

В соответствии со ст. 1012 ГК РФ для осуществления доверительного управления имуществом стороны (учредитель управления и доверительный управляющий -кредитная организация) заключают в письменном виде договор управления на срок, не превышающий 5 лет (если законами РФ не установлены иные предельные сроки).              

Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть денежные средства (в валюте РФ и в иностранной валюте), ценные бу­маги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, произ­водные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ толь­ко на правах собственности. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в до­верительное управление.

Имущество, передаваемое учредителем управления доверительному управляющему, должно быть обособлено как от другого имущества уч­редителя управления, так и от имущества доверительного управляюще­го. Операции по доверительному управлению в кредитных организаци­ях - доверительных управляющих учитываются в отдельном балансе (на счетах доверительного управления), составляемом по каждому догово­ру доверительного управления. На основании отдельных балансов по договорам составляется сводный (консолидированный) баланс по бан­ку в целом, который представляется в ГТУ ЦБ РФ вместе с основным балансом.

По решению правления или иного исполнительного и распоряди­тельного органа кредитной организации может создаваться общий фонд банковского управления - ОФБУ - путем объединения на праве общей долевой собственности имущества (денежных средств и ценных бумаг) разных учредителей управления и осуществления последующего дове­рительного управления им со стороны кредитной организации - дове­рительного управляющего в их интересах.

Решение о создании ОФБУ принимается кредитной организацией на базе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке двух

 В том случае если кредитная организация сама выступает в качестве учредителя управления, то она имеет право передавать в доверительное управление все виды иму­щества, за исключением денежных средств РФ и в иностранной валюте.

документов: Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.

«Общие условия» должны содержать: описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ; описание видов имущества, принимаемого доверенным управляющим в ОФБУ; сроки и объемы предостав­ляемой учредителям управления отчетности; размер вознаграждения доверительного управляющего; порядок выплаты доходов выгодопри-обретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества ОФБУ; доле каждого вида иму­щества; доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ; доле средств, размещае­мых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг).

Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестици­онную декларацию при управлении имуществом учредителей довери­тельного управления ОФБУ.

Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекраще­ния деятельности ОФБУ.

Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемо­го имущества и т.д.), операции и учет по которым ведутся отдельно.

Образование ОФБУ возможно, если кредитная организация отвеча­ет следующим требованиям:

1) существует не менее одного года;

2) размер собственных средств (капитала) составляет не менее 100 млн

руб.;

3) выполняет обязательные экономические нормативы, резервные требования, обязательства перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ;

4)               является безубыточной в течение последних четырех кварталов перед датой принятия решения о создании ОФБУ.

Создавать ОФБУ, в состав которого входят валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте драгметаллы и природные камни), кредитная организация может только при наличии разрешения Банка России и при выполнении одновременно условий, перечисленных выше.                           

Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в ГТУ Бан­ка России. Для регистрации ОФБУ она должна представить в регистрирующий орган следующие документы:                          

• заявление на регистрацию;

• общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;                           

• инвестиционную декларацию;

• бухгалтерский баланс (по счетам второго порядка) на конец после­днего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ;

• расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требова­ний, выполнения обязательств перед Банком России в течение года пе­ред датой принятия решения о создании ОФБУ.

Между кредитной организацией - доверительным управляющим, создающим ОФБУ, и учредителями управления, средства которых объе­диняются, аккумулируются, заключается в письменной форме договор. Для заключения договора доверительного управления кредитная орга­низация может опубликовать «Общие условия».

В договоре доверительного управления имуществом должно быть отражено, на какой срок и какое имущество одна сторона передает дру­гой в доверительное управление, организация работ, порядок расчетов, условия конфиденциальности, технические условия связи, права и обя­занности сторон, их взаимная ответственность, а также в договоре ого­вариваются ограничения отдельных действий доверительного управля­ющего по управлению имуществом. Так, в частности, ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имуще­ственного контроля или письменным соглашением. Далее операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны осуществляться в строгом соответствии с инвестиционной декларацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.