Рефераты. Операции коммерческих банков

• 100%-ное финансирование сделки по фиксированным ставкам. Лизинг обычно не требует авансовых платежей, что очень важно для новых и развивающихся субъектов рыночных отношений (компаний, фирм, предприятий);

• возможность расширения производства и наладка оборудования без крупных затрат и привлечения заемных средств;

• затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства на другие цели;

• защита от устаревания (морального износа) — лизинг способствует быстрой замене старого оборудования на более современное, сокращает риск морального износа;

• не привлекается заемный капитал; в балансе поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капитала;

• арендные платежи увязаны с прибыльностью использования полу­ченной по лизингу техники;

• техническое обслуживание и ремонт может взять на себя арен­додатель;                                                        

• возможность обновлять оборудование без значительных затрат;

• налоговые льготы и инвестиционные стимулы;

• приобретение оборудования по окончании договора;

• при оперативном лизинге риск гибели оборудования лежит на арендодателе;

• высокая гибкость, лизинг позволяют оперативно реагировать на рыночные изменения;

• лизинговые платежи не включаются в показатель внешней задол­женности страны.

К преимуществам лизингодателя (банка) при лизинговой сделке относят:

• расширение сферы приложения банковского капитала;

• относительно меньший риск, чем предоставление банковских ссуд;

• налоговые льготы;

• возможность установления более тесных контактов с производи­телями оборудования, что создает дополнительные условия для делового сотрудничества.

Для поставщика преимущества лизинга сводятся к расширению воз­можностей сбыта и получению денег наличными.

2. ФАКТОРИНГ

Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным орудием банковского маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Термин «факторинг» от английского – посредник, агент. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1)               фактор-посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания;

2)               поставщик;

3)               покупатель.

В мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления последним расчётов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

Основная цель факторингового обслуживания – инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платёж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

В случае инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости груза, т. е. Авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачивается, а бронируется на отдельном счёте на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, её цене и т.п. Получение такой услуги наиболее точно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента:

А) комиссионные (за инкассацию счетов);

Б) процент по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1-2 пункта выше учётной ставки.

Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов: открытый и закрытый.

Открытый факторинг – это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлён о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании.

Закрытый, или конфиденциальный, факторинг своё название получил в связи с тем, что служит источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

По соглашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т.е. право возврата фаторинговой фирмой не оплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко, и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.

Помимо «дисконтирования фактур» факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчётами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

Вести полный бухгалтерский учёт дебиторской задолженности;

Консультировать по вопросам организации счетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т.п.;

Предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нём оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платёжеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платёжеспособность и т. д.  Для этого используется информация в печати, данные своих агентов, материалы изучения платёже и кредитоспособности банковской клиентуры, бухгалтерская отчётность клиента и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключённом договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выданфакторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен предоставить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на один год.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 года Ленинградским Промстройбанком, а с 1989 факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчётных операций, связанных со скорейшим завершением их расчётов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

Приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определённого покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);

Осуществлять покупку у предриятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным,  неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);

Приобретать векселя у своих клинтов.

Суть операций факторингового отдела по услугам 1-й группы заключается в том, что отдел за счёт своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определённых плательщиком платёжных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторингом кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платёжеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счёт, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчётов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

При покупке факторингом у хозорганов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счёт своих средств указанную задолженность не огульно, а при определённых условиях: при сроке задержки платежа не более трёх месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатёжеспособным. Операции по переуступке клиентом факторингу просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обуславливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

В связи с развитием вексельной формы расчётов факторинг стал оказывать предприятиям новую услугу – покупать у поставщиков векселя с немедленной их оплатой (учёт векселя). Подобная факторинговая операция обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника. За учёт векселя факторинг взимает по договорённости с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинга продавцом векселя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.