Кам=АМ/ДС (3)
Расчеты налогов, уплачиваемых предприятием в рассматриваемом периоде, согласно действовавшему законодательству, осуществляются по следующим формулам:
-налог на добавленную стоимость:
(0,18/1,18)×Ко×В, (4)
-начисления на заработную плату:
(0,365/1,365)×Кзп×ДС, (5)
-налог на прибыль:
0,24×(1,-НДС-Кзп-Кам)×ДС (6)
Сложение всех перечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить следующие выражения отчисляемой государству доли добавленной стоимости:
Н=0,365/1,365×Кзп+0,24×(1,2-0,18-Кзп-Кам)+0,18/1,18+НИ/ДС+ТН/ДС, (7)
где:
Н-налоговая нагрузка на добавленную стоимость;
НИ-сумма налога на имущество;
ТН-транспортный налог.
В таблице 2.10 представлены расчеты налоговой нагрузки по данным формулам.
Таблица 2.10 - Расчет налоговой нагрузки на добавленную стоимость, тысяч рублей
Показатели
2005
2006
2007
Валовая выручка
300126
410380
471706
Материальные затраты
201517
318636
352848
Добавленная стоимость
98609
91844
118858
Амортизация
2067
2249
2206
Оплата труда
39910
52336
61375
НДС
48079
43415
48373
Прибыль
27776
24185
20922
Налог на имущество
7752
7886
9143
Ко
0,328559
0,199435
0,251975
Кзп
0,404730
0,639460
0,516372
Кам
0,020962
0,027479
0,018560
Налоговая нагрузка(%)
43,88
44,09
40,57
Как видно из таблицы, налоговая нагрузка на добавленную стоимость у рассматриваемого предприятия была довольно высокой на протяжении всего периода – свыше 40%. Рост данного показателя в 2006 году до 44,09% объясняется снижение величины добавленной стоимости, в результате которого доли ЕСН и налога на прибыль в добавленной стоимости несколько увеличились.
Рассчитанный нами показатель налоговой нагрузки является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручки материальных, трудовых и амортизационных расходов. Использование данных формул позволяет путем изменения трудоемкости, фондоемкости и материалоемкости выявить изменения доля налоговых платежей в добавленной стоимости. (Таблица 2.11)
Таблица 2.11 – Изменение показателя налоговой нагрузки при снижении значений факторов на 1%
Фактор
Материалоемкость
0%
Трудоемкость
0,017%
Фондоемкость
-0,24%
Представленные в таблице 2.11 данные свидетельствуют, что среди рассматриваемых факторов наибольшее влияние на изменение налоговой нагрузки оказывает фондоемкость, причем при ее снижении снижается и налоговая нагрузка. Снижение фондоемкости на 1% приводит к снижению налоговой нагрузки на добавленную стоимость на 0,24%. Изменение трудоемкости ведет к противоположным изменениям – при ее снижении на 1% налоговая нагрузка возрастет на 0,017%. Изменение материалоемкости, в соответствии с полученными данными, на налоговую нагрузку влияния не оказывает.
Также возможно посчитать влияние изменения используемых в формулах налогов на налоговую нагрузку. Соответствующие данные представлены в таблице 2.12. Для целей сопоставимости данных для всех трех лет базовая ставка НДС использовалась одинаковая – 18%.
Таблица 2.12 – Изменение налоговой нагрузки при снижении ставок налогов на 1%
Вид налога
-0,724%
Налог на прибыль
-0,574%
-0,406%
-0,465%
ЕСН
-0,222%
-0,312%
-0,272%
Как видно из таблицы 2.12 наиболее интенсивно налоговая нагрузка снижается при изменении на 1% ставки НДС, причем величина данного изменения не зависит от изменения объемов добавленной стоимости и сумм других налогов. Несколько меньшее снижение налоговой нагрузки вызывает изменение налога на прибыль – в среднем на 0,482%. При снижении на 1% ЕСН налоговая нагрузка снижается еще меньше – в среднем на 0,272%. Однако, темпы снижения налоговой нагрузки при изменении налога на прибыль демонстрируют самую большую зависимость от динамики добавленной стоимости и структуры налоговых платежей.
2.3 Система дотаций Республики Мордовия.
Фонд финансовой поддержки регионов (ФФФПР) создается и распространяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов субъектов РФ финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях. Дотации из ФФПР предоставляют тем регионам, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Перечисление дотаций осуществляется ежемесячно исходя из фактических налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Несмотря на то, что методика оказания финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности за последний годы была усовершенствована, вплоть до принятия соответствующих поправок в БК РФ ее существенным недостатком оставалось то, что методика распределения ФФПР не утверждалась в законодательном порядке. В самом законе лишь доли каждого региона в ФФПР, которые хотя и рассчитывались изначально по методике, могли быть изменены в процессе рассмотрения закона о бюджете в парламенте, что лишало региональные власти возможности прогнозировать объем своих доходов не только не только на среднесрочную перспективу, но и на ближайший бюджетный период.
В 2007 году благодаря трансфертам из ФФПР существенно сокращены различия в бюджетной обеспеченности регионов, а средний уровень доходов бюджетов субъектов РФ в расчете на душу населения составит 21,3 тыс.р., что на 26% выше уровня текущего года.
В среднесрочной перспективе ФФПР сохранит свое значение в качестве основного с точки зрения методологии и формирования исходных данных инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ по текущим расходам. При распределении средств ФФПР учитываются факторы, ведущие к удорожанию бюджетных расходов в субъектах РФ, имеющих на своей территории районы с ограниченными сроками завоза продукции. Распределение дотаций из ФФПР на 2009-2010 гг. на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года №198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» (Таблица 2.10.)
Таблица 2.13 - Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Мордовии на 2008-2010 гг., тыс.руб.
Плановый период
2008
2009
2010
Республика Мордовия
3 348 97,2
1 204 433,6
981 929,5
В советское время Мордовия немало получала дотаций, субвенций. Российский бюджет содержал не только многочисленные органы контроля и принуждения, но и финансировал промышленность и сельское хозяйство. Один только лишь агропромышленный комплекс получал в год в виде дифференцированных надбавок за поставленную продукцию из федерального бюджета 600-700 миллионов рублей — при объеме республиканского бюджета в 250-270 миллионов. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы получали также кредиты на капитальные работы. Закономерным было небольшое отличие доходов населения республики от средних показателей по стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8