Рефераты. Монополия, олигополия, монопсония

 

Определение отрасли

            Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными  видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и TV же потребность. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкури­рующие фирмы  в пределах отрасли. Примером одной товарной группы является обувь а другой - женская одежда.                                                  '

            Есть и проблемы в точном определении товарных групп, соответствующих отрасли Например, должна ли обувная отрасль включать в себя все виды обуви, в том числе мужские туфли, женские туфли, детские туфли, ботинки, спортивную обувь, резиновую обувь и т.д.? Ясно, что необходимы какие-то волевые решения, чтобы определить товарную группу. Ресторанные услуги могли бы образовать товарную группу. Но являются ли услуги по предоставлению быстро приготовляемой пищи, оказываемые "McDonald's" и "Burger King" частью этой товарной группы? Ответ неочевиден. Многие покупатели не рассматри­вают блюда, приготовляемые этими фирмами, в качестве хороших заменителей блюд настоящих ресторанов. Точно так же можно доказать, что рестораны, специализирующи­еся на китайской кухне, составляют другую товарную группу.

            Когда группируют фирмы в отрасли с целью определения рынка с монополистической конкуренцией, то всегда необходимо сделать ряд произвольных суждений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм. Напоминаем, что перекрестной эластичностью спроса яв­ляется процент изменения количества продаж одного товара из-за изменения цены другого товара на 1%. В отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой. Это означает, что товары конкурирующих продавцов являются друг для друга очень хорошими заменителями. Если фирма в отрасли поднимает свою цену выше цены конкурирующих фирм,  то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

            Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при кото­рой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу факторов производства ( для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов произ­водства. Рис. 3 отражает случай двусторонней монополии. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один из факторов производства. Когда монопсонист сталкивается с монополией, в результате можно наблюдать картину, напоминающую битву титанов. Можно  только гадать о возможных последствиях для участников.

На  рис. 3 линия S - кривая предложения рабочей силы. Она указывает на цену рассматриваемого производственного ресурса, которую необходимо заплатить для привле­чения определенного количества услуг этого ресурса. Так как фирма, закупающая ресурс, является монопсонией, она захочет установить цену на уровне wM, необходимом для привлечения количества услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой МIC с кривой ее MRP фирмы. Это пересечение происходит в точке Е1. В этой точке фирма захочет нанять LM единиц услуг данного ресурса. Поэтому она предложит цену в размере wM долларов за час услуг ресурса - цену, необходимую для привлечения LM единиц услуг ресурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Двусторонняя монополия

Для максимизации прибыли монопольный продавец должен оценить спрос на услуги рассматриваемого ресурса. Затем он будет стремиться установить такую цену, которая побудит нанимателя ресурса приобрести количество услуг ресурса, соответствующего точ­ке, где предельный доход от реализации услуг продаваемого фактора производства равен предельным издержкам  на него. При условии, что кривая предложения услуг ресурса отражает предельные издержки на него, цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке E2, где MR = МС. В этой точке монополия захочет продать LU единиц услуг ресурса. Для того чтобы заставить нанимателя ограничить закупку услуг ресурса этим количеством, монопольный продавец захочет установить цену, равную wU.

            На рассматриваемом рынке не  существует равновесия, так как wU > wM и LM < LU. Сделка не может состояться, пока не будет достигнуто соглашение о цене. Результат зависит от стратегии на переговорах как у продавцов, так и у покупателей. Вероятно, цена установится на уровне где-то между wU и wM. Каждая сторона будет пробовать обмануть другую. Одна может попробовать скрыть цену, максимизирующую прибыль. Может после­довать угроза прервать переговоры. Но ни у одной стороны нет другой альтернативы, кроме как вести переговоры с другой стороной, так как на рынке находятся только один продавец и один покупатель. Для предсказания конечного равновесия нужно было бы применить подход из теории игр.

Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от времени она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по табаку, алкого­лю) закупает продукцию у единственного продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация на­нимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Напри­мер, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация пред­принимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых пе­ревозок, представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом водителей США.  Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать забастов­кой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой проф­союзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса.


Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Например, в США  ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом управляющих Национальной футбольной лиги, который представ­ляет собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например, осенью 1987 года игроки NFLPA  бросили работу, когда обе ассоциации не смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно, касающихся прав "свободных агентов" вести перего­воры о повышении зарплаты. NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон, стремилась установить минимум оплаты для игроков в    90 000 долларов, предус­матривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320 000 долларов. Эта зарплата соответствует wU на рис. 3. Совет управляющих NFL стремятся установить минимальную  оплату на уровне 60 000 долларов, допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата соответствует wM на рис. 3. Кроме того, по оплате труда имелись и другие спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и занятость на монопсонистических рынках рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.