Внедрение городского Закона “О квотировании рабочих мест в г. Москве” позволило несколько снизить остроту вопроса с трудоустройством инвалидов и отчасти молодежи до 18 лет.
При активном воздействии профсоюзов городская служба занятости начинает финансировать проекты работодателей по созданию рабочих мест для гарантированного трудоустройства молодежи до 18 лет и инвалидов, а также Целевого счета для сбора финансовых средств за невыполнение условий квотирования рабочих мест. Уже приняты решения о финансировании ряда проектов, в том числе ОАО “Мосэлектроприбор”, ЗАО “Тушинская фабрика “Победа”, учебно-производственного предприятия N 11 ВОС, ЗАО “Фирма “Зарница”, ОАО “Фабрика швейных изделий N 3”.
Необходимо ускорить создание автоматизированной информационной системы рынка рабочей силы молодежи в возрасте до 18 лет и инвалидов, которая позволит обеспечить адресное создание рабочих мест.
Надеемся4, что предпринимаемые социальными партнерами меры помогут молодым специалистам обрести свое рабочее место в жизни.
Результаты работы в группе5 по теме "Выпускники вузов на рынке труда"
В первую очередь участники обсудили в целом вопрос реализации гражданами и защиты законом права на труд. При этом были выделены следующие важные проблемы:
1.Право на труд закреплено законодательством и соответствует норме демократического государства.
2. Защита права на труд в настоящее время существует на законодательном уровне, а так же принят Закон о занятости населения, но механизмы их реализации недостаточно отработаны и недостаточно финансово обеспечены.
3. Некоторые положения этого закона плохо выверены с точки зрения сегодняшней экономической и социальной ситуации. В частности, это касается определения суммы пособия по безработице. Пособие высчитывается от определенной законом суммы минимальной заработной платы, что в разы меньше, чем реальный прожиточный минимум.
4. Кроме того, сложным остается вопрос о получении статуса безработного. Наиболее остро данная недоработка в законодательстве отражается на гражданах, уволенных в запас из российской армии (как рядовых, так и офицеров).
5. Также существует несоответствие между формальным определением в законе о занятости понятия "подходящей работы" и реальными требованиями к работе, которая может быть названа подходящей.
Участники группы пришли к выводу, что перечисленные проблемы могут быть решены только на федеральном уровне. Однако существует возможность выхода на федеральный уровень с законодательной инициативой через обращение к избранным в регионе депутатам федеральных структур.
На перечисленные выше общие проблемы, по мнению участников группы, накладываются сложности, характерные именно для выпускников вузов на рынке труда. После анализа и ранжирования на обсуждение были вынесены следующие проблемы:
-Отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта.
-Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.
-Проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.
-Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии.
-Инфантилизм молодежи в поиске работы.
-Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В ходе обсуждения и анализа этих проблем были выработаны определенные конструктивные предложения.
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
Решение этой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.
Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.
На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.
Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
Изменить ситуацию крайне трудно. Участники группы предложили следующие решения проблемы.
Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.
Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.
Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.
Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.
Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.
Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.
Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.
Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13