Система субсчетов и счетов аналитического учета, применяемая в одномерных системах, при наличии многоуровневой иерархии объектов или групп аналитического учета, становится громоздкой и неудобной для работы, в т.ч. анализа. Для составления управленческой отчетности необходимы дополнительные усилия для группировки объектов аналитического учета в соответствии с потребностями менеджмента. Однако для небольших организаций, в частности, для большинства торговых оптовых предприятий, она может быть вполне приемлема.
Рассмотрим, например, как может выглядеть аналитический учет счета 44 (Расходы на продажу):
44.1. Транспортные расходы 44.1.1 Доставка товара
44.1.2 Погрузо-разгрузочные работы
44.2 Проценты по банковскому кредиту
44.3 Арендная плата 44.3.1 Склады
44.3.2 Офис
44.4 Услуги связи 44.4.1 Телефон
44.4.1.1 Местный
44.4.1.2 Межгород
44.4.2 Интернет
44.5 Выплаты персоналу 44.5.1 Заработная плата
44.5.2 Прочие выплаты
44.6 Платежи в бюджет 44.6.1 Единый социальный налог
44.6.2 Прочие налоги
44.7 Оргтехника 44.7.1 Ремонт
44.7.2 Обслуживание
44.7.3 Расходные материалы
44.8 Прочие расходы 44.8.1 Услуги сторонних организаций
44.8.1.1 Маркетинг
44.8.1.2 Информационные услуги
44.8.1.3 Охрана
44.8.2 Представительские расходы
44.8.3 Командировочные расходы
44.8.4 Прочее.
Более широкие возможности для ведения управленческого учета и формирования управленческой отчетности, предоставляет механизм так называемых “направлений аналитики” (еще их можно называть “аналитическими признаками” или “аналитическими осями”). Эта система является многомерной, количество измерений равно числу направлений аналитики плюс один (за счет самого плана счетов). Количество направлений аналитики может быть ограничено только возможностями выбранного программного обеспечения и соображениями целесообразности ведения того или иного направления аналитики.
Важно подчеркнуть, что эта система является интегрированной, т.е. одни и те же счета используются как для бухгалтерского, так и для управленческого учета.
Направление аналитики - это совокупность однородных объектов аналитического учета, которыми могут быть, например, основные средства, номенклатура товаров, контрагенты, бизнес-процессы и подсистемы управления, сотрудники и т.д. При этом, одни направления аналитики используются как в бухгалтерском, так и в управленческом учете, как, например, основные средства, сотрудники, номенклатура товаров. Другие – бизнес-процессы и подсистемы управления, проекты, центры ответственности, нужны только для целей управленческого учета.
Чтобы обеспечить указанных подход к организации управленческого учета необходимо к каждому счету или субсчету плана счетов “привязать” свои направления аналитики. Пример такой привязки для предприятия оптовой торговли приведен в таблице 5. Данный пример демонстрирует не всю таблицу “привязки” (она состоит из более полутысячи строк), а лишь те счета и субсчета, к которым “привязано” наибольшее количество направлений аналитики.
Таблица 5. Фрагменты рабочего плана счетов предприятия торговли с указанием направлений аналитики.
Код счета
Наименование
Направления аналитики
1
2
3
4
5
8
Вложения во внеоборотные активы
8.3
Строительство объектов основных средств
Объекты внеоборотных активов
Бизнес-процессы и подсистемы управления
Подразделения
Затраты на строительство
Проекты
8.4
Приобретение отдельных объектов основных средств
8.5
Приобретение нематериальных активов
Таблица 5. Продолжение
10
Материалы
Склады/места хранения
Направления деятельности
41
Товары
Номенклатура
Сотрудники
44
Расходы на продажу
Издержки обращения
45
Товары отгруженные
Контрагенты
Договоры
60
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Форма оплаты
62
Расчеты с покупателями и заказчиками
Основания расчетов с покупателями
68
Расчеты по налогам и сборам
Виды платежей в бюджет и фонды
Бюджеты
Налоги
69
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70
Расчеты с персоналом по оплате труда
Вид выплат сотрудникам
76
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9