В России XIX века ремесленное производство было важной предпосылкой для развития промышленных предприятий. Среди кустарей происходило имущественное расслоение: с одной стороны, выделялись богачи, которые заводили крупные предприятия, с другой - масса кустарей беднела, теряла свою независимость, становилась наемными рабочими.
В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее развитие в отличие от предшествующего времени резко сократилось. Более быстро развивались предприятия, основанные на наемном труде, - капиталистические мануфактуры. Общее количество промышленных предприятий значительно увеличивалось. Преимущественно росли передовые в техническом отношении предприятия, основанные на наемном труде. К 1860 г. в обрабатывающей промышленности вольнонаемные составляли уже свыше 80% общей численности рабочих, а во всех отраслях промышленности - 65%. Количество вотчинных и посессионных мануфактур неуклонно сокращалось. Горная промышленность Урала, основанная на крепостном труде, переживала застой и не давала сколько-нибудь значительного прироста продукции. Это происходило потому, что крепостной подневольный труд был мало производительным и в условиях XIX в. и не отвечал потребностям производства: крестьяне работали из-под палки, технических навыков, необходимых для данного уровня развития промышленности, не имели. Крепостные рабочие работали главным образом зимой, а летом обрабатывали землю, так как основным источником жизни для таких рабочих по-прежнему оставалась земля, ведение своего хозяйства.
Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству.
Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако станков и машин было тогда еще немного, и их применение носило эпизодический характер. Только с 30-х годов началось более широкое внедрение машин в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин. В России вызревали предпосылки промышленного переворота (особенно важное значение имело внедрение в промышленность паровых двигателей, которые пришли на смену примитивной конной тяге и водяным двигателям). Первоначально машины привозили из-за границы, но уже в конце 40-х годов началось строительство отечественных машиностроительных заводов, главным образом в Петербурге и Москве.
Однако экономическое развитие России значительно отставало от экономического развития передовых капиталистических стран. Промышленный переворот шел медленно и растянулся на несколько десятилетий: начавшись в 30-х годах XIX в., он завершился уже после ликвидации крепостного права (в 80-х годах). Крепостной строй тормозил развитие промышленности. Капиталов для заведения машинного производства было еще недостаточно. Купцы по-прежнему предпочитали вкладывать свои деньги в торговлю, а разбогатевшие крестьяне могли открывать свои предприятия лишь на имя помещика, который присваивал значительную часть дохода. Свободного рынка рабочей силы, необходимого для капиталистической промышленности, еще не было. Некрепостных, вольных рабочих было мало. Рабочими в большинстве случаев нанимались крепостные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки. Значительную часть своего заработка они вынуждены были отдавать помещику в виде оброка. Внутренний рынок для промышленных товаров был узок, так как покупательная способность населения была очень низкой. Народ был не только нищим, но и все его хозяйство носило еще в значительной степени натуральный характер: крестьяне потребляли то, что производили в своем хозяйстве.
В первой половине XIX в. продолжал развиваться всероссийский рынок. Рост городов и углубление хозяйственной специализации отдельных районов страны, начавшиеся еще в XVIII столетии, ускорили развитие внутренней торговли. Так, промышленный центр России с его крупными городами, фабриками и заводами, количество которых непрерывно росло, обменивался товарами с земледельческими районами юга и юго-востока страны. В городах появлялось все больше и больше магазинов и лавок, которые становились основной формой торговли. На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки (Ирбитская, Ростовкая, Харьковская, Контрактовая ( в Киеве ) и Коренная ( в 30 км от Курска ) ярмарки ).
Торговля и купеческая прибыль оставались главной сферой формирования крупных капиталов России, на базе которых создавались предприятия капиталистического типа. Активизация процессов первоначального накопления капитала шла в этот период не только за счет естественного процесса расслоения товаропроизводителей, но и за счет усиления ростовщичества и особенно за счет так называемых “винных откупов”. Казенные поставки и винные откупа оказались золотым дном для купечества. На закупку вина откупщикам выдавалось ежегодно до 35 млн рублей. В 1857-1858 гг. его сбыт оценивался в 180-200 млн рублей. По официальным данным чистая прибыль была значительно больше.
Неуклонно росла внешняя торговля. Вывозились из России преимущественно сельскохозяйственные товары: лен, пенька, сало, хлеб. Промышленные товары, главным образом текстиль и изделия металлообрабатывающей промышленности, русские купцы поставляли лишь в еще более отсталые страны: в Среднюю Азию, Иран, Турцию. Ввозились в Россию в основном промышленные изделия: машины, шерстяные и шелковые ткани, краски, а также сахар и чай. Торговая политика оставалась протекционистской, хотя и непоследовательной. Внешняя торговля за тридцать лет увеличилась примерно в 2,5 раза.
В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы, металлоконструкции для мостов, станционное оборудование, средства связи и так далее. Это, как супермультипликатор и акселератор, вызывало по цепочке промышленный спрос на продукцию строительной, легкой, пищевой промышленности, на сельхозпродукцию. Были созданы дополнительные рабочие места в строительстве, обслуживании и снабжении железных дорог.
Сельское хозяйство, в котором господствовали помещичье землевладение и крепостническая эксплуатация, развивалось крайне медленно. Ни помещики, ни крестьяне не могли уже обойтись без промышленных товаров. Чтобы купить их они должны были продавать свою продукцию на рынке. Между тем доходность помещичьих имений при господстве крепостного труда, отсталой технике и низкой агрономической культуре была небольшой. Некоторые помещики пытались повысить доходность своего хозяйства путем его рационализации. Они выписывали машины из-за границы, вводили многопольный севооборот, разводили породистый скот. Производство наиболее распространенных в помещичьем хозяйстве машин - молотилок и веялок - было налажено в России.
Передовые хозяйства стали вводить новые сельскохозяйственные культуры - свеклу, табак, подсолнечник, виноград. Значительно расширилось разведение картофеля. В южных губерниях помещики начали прибегать к вольнонаемному труду, так как крепостных здесь не хватало.
Под влиянием развития товарно-денежных отношений в деревне происходило расслоение крестьянства. Рядом с массой нищих и обездоленных семей рос слой зажиточных крестьян, которые занимались торговлей, ростовщичеством, вкладывали свои деньги в промышленные предприятия. Из их среды выходили крупные предприниматели, которые выкупались за большие деньги на волю и заводили свои фабрики(Савва Морозов, Прохоровы, Гарелины). Однако прогрессивные методы ведения сельского хозяйства были несовместимы с крепостничеством - попытки рационализации, как правило, кончались крахом.
Таким образом, экономическое развитие страны разрушало социальную структуру феодальной России. Крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и транспорта: не было свободных рабочих рук, так как народ был в крепостной неволе; внутренний рынок был еще узкий, так как крестьяне жили в нищете и потребляли то, что производило их натуральное хозяйство; не было свободных капиталов, так как помещикам не хватало доходов на то, чтобы покупать предметы роскоши, и их долги постоянно росли; предприниматели из купцов предпочитали вкладывать свои капиталы в торговлю, а не в промышленность, ибо не могли нанять необходимого количества рабочих. Особенно трудным было положение крепостных предпринимателей. Все их имущество считалось собственностью помещика, который мог отобрать его в любое время. И помещики широко пользовались этим правом (крепостные предприниматели вынуждены были хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их в “кубышку”, вместо того чтобы вкладывать в производство). Все это вело к тому, что экономика страны развивалась медленно, феодальное хозяйство изжило себя и тормозило процесс дальнейшего развития страны.
Итак, все вышесказанное позволяет сделать вывод, что важный этап формирования мировой экономики может быть ограничен рамками XIX столетия. Это период промышленных революций, а с точки зрения социально-экономической формы общества – период развития классического капитализма.
Промышленные революции произвели переворот в отраслевом разделении труда, продвинули вперед специализацию производства на основе технического прогресса. Капиталистическая частная собственность способствовала созданию материально-технической базы, адекватной капиталистическому способу производства, – фабрично-заводского производства, основанного на системе машин. Это обеспечило гигантский рост производительности труда.
Международное разделение труда стало все больше зависеть от развития производительных сил, технического уровня производства. Зависимость экономики отдельных стран друг от друга и от мировой экономической конъюнктуры резко усилилась. В странах зародилось стремление капитала к самовозрастанию, сокращению издержек и увеличению прибыли, поиску любого выгодного применения, обусловливающее его выход за национальные границы. Складывались и материальные условия для международного обмена: активно развивались промышленность, транспорт, связь, общение, культура, а на этой основе – дальнейшее международное разделение труда, специализация и интернационализация производства.
В то же время характерным для данного этапа явилось формирование колониальных империй. Колонии превратились в неисчерпаемый источник дефицитного дешевого сырья и продовольствия. Ускорение экономического развития Западной Европы, а потом и США осуществлялось ценой порабощения, ограбления и сверх эксплуатации народов Африки, Азии, Америки.
Объективной основой развития мирового хозяйства все более начало выступать общественное разделение труда, перешагнувшее рамки национальных хозяйств и превратившее страны в звенья единого воспроизводственного процесса. Отсюда – непрерывно углубляющееся международное разделение труда, специализация, интернационализация производства, свободное перемещение в экономическом пространстве товаров и капиталов. Таким образом, устанавливается устойчивый товарный обмен между странами, производящими промышленную продукцию, и государствами, поставляющими сырьевые ресурсы.
Конкурентная борьба активизирует производителей в поиске наиболее экономичных технологий, снижающих затраты сырья и энергоносителей. Предпринимаются многообразные действия по ограничению затрат на оплату труда работников, в том числе и за счет привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа. Усиливается миграция рабочей силы, налаживается производство более дешевых искусственных заменителей сырья.
Центр мирохозяйственных связей перемещается из сферы обращения в сферу производства, закладывается объективная основа для движения капиталов.
1. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3-х т., М.: Изд-во «Наука», 1985 (т. 1), 1986 (тт. 2 и 3).
2. История крестьянства с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции, М.: Наука, 1987 (т. 1), 1990 (T. 2).
3. История мировой экономики/Под общ. ред. Конотопова М. В., Сметанина С. И. — М.: 1997г.
4. «История мировой экономики», М. З. Бор/ конспект лекций, изд. «Дело» и «Сервис», М. 1998г.
5. Лойберг М. Я. История экономики: Уч. п.. М.: ИНФРА-М, 1997г.
Страницы: 1, 2, 3, 4