Рефераты. Мировая экономика в XIX веке

Так Англия стала не только «мастерской мира», «мировым перевозчиком», но «владычицей мира».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Франция

Во Франции в период средневековья сложилась наиболее устойчивая система феодальной иерархии и абсолютизма. Несмотря на развитие капиталистических отношений, дворянство прочно удерживало государственную власть и привилегии, прежде всего монополию на землю, основную часть пахотных земель, лугов, лесов. В то же время развивался дворянский паразитизм. Главный производитель – крестьянство в основной массе не имело собственной земли, было «задавлено» оброками, принудительными работами в господском хозяйстве, испытывало тройной гнет – со стороны дворянства, короля и церкви. Это вызывало резкое недовольство крестьянства.

Однако капиталистический уклад постепенно формировался, в частности, в основных зерновых районах Севера развивалось фермерство. В то же время сохранение монополии дворянства на землю вызывало отлив капитала сельской буржуазии в сферу торговли и ростовщичества. Последнее и стало главной сферой первоначального накопления капитала во Франции.

В первую очередь в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне. Происходило это в процессе коммутации, когда натуральная рента заменялась денежной. Крестьянину трудно было превратить свой натуральный продукт в денежный, поэтому ему приходилось продавать свой товар перекупщику за полцены. Рано или поздно, чтобы заплатить ренту деньгами, ему приходилось обращаться к ростовщику. Теперь крестьяне дополнительно к феодальной ренте и к государственным налогам должны были платить ростовщикам проценты за ссуду.

 К XIX веку особой формой ростовщичества стали государственные долги. Французским королям, содержавшим самый пышный двор в Европе, постоянно не хватало денег, и они делали займы у банкиров, а до возвращения долга выплачивали высокие проценты. Затем стали распространяться облигации государственного займа среди богатых людей. Последние, покупая облигации на крупные суммы, получали надежный источник доходов. Государство покрывало свои расходы также продажей должностей в чиновничьем аппарате и в армии. В итоге  государственный долг увеличился настолько, что казна была вынуждена объявить о своем банкротстве.

В промышленности преобладали средневековые цехи, рабочая сила в которых формировалась за счет разоренного крестьянства. Условия работы были очень тяжелыми. Рабочие создавали свои союзы (компаньонажи).

Тем не менее, с конца XVIII в. начался промышленный переворот. Стали применяться механическая прялка «Дженни», прядильные машины, изготовлявшиеся по английским образцам, на металлургических заводах и в шахтах появились паровые машины. Зарождалось машиностроение.

Феодальная верхушка постепенно изолировала себя от основных масс французского народа. Процветали расхищение государственных средств, фаворитизм, расточительство двора. Непосильный налоговый гнет, неспособность правительства наладить хозяйственную жизнь – все это вызывало негодование, порождало революционную ситуацию.

Буржуазная по содержанию, антифеодальная по направлению, народная по движущим силам революция 1789-1794 гг. стала рубежом целой эпохи. Революционные события ускорили начавшийся промышленный переворот, создав предпосылки для развития мануфактурного производства и перерастания его в фабричное. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы фритредерства. Падение феодального режима, разорение крестьян, свобода миграции – все это способствовало формированию рынка рабочей силы. Расширялся и рынок сбыта, особенно для военной промышленности. Наполеоновские походы способствовали экспорту французских товаров. Улучшилось положение зажиточного крестьянства, что увеличило сбыт промышленных товаров в деревне.

Давление английской конкуренции ускоряло механизацию производства. Появились свои изобретения: химик Леблан открыл промышленный способ добычи соды из морской соли, станок Жаккара стал применяться для изготовления узорчатых тканей и т.д. Но, прежде всего, развивалась военная промышленность.

В первой половине XIX в. создается развитая капиталистическая кредитная система, в чем сказался ростовщический характер французского капитализма. Центром ее стал Акционерный французский банк, созданный при личном участии Наполеона. Банк был эмиссионным, т.е. имел право выпускать бумажные деньги, все более концентрировал капиталы и перекачивал их в промышленность. 50-е годы XIX в. – период грюндерства – массового учредительства коммерческих акционерных банков, не связанных с государством. Они не только открывали кредиты промышленникам и торговцам, пассивно содействуя экономическому развитию страны, но и активно вмешивались в хозяйственную жизнь, сами организуя промышленные акционерные компании, строительство каналов и железных дорог. Это было новым явлением в истории кредитного дела.

Таким образом, во Франции раньше, чем в других странах, начинается процесс слияния банковского капитала с промышленным и образования финансового капитала. Однако, поскольку накопленные капиталы все же не находят достаточно выгодного применения внутри страны, банки начинают их давать в долг за границу, вывозить капитал. Франция становится международным банкиром, мировым ростовщиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Германия

Для Германии в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.) были характерны возрастание личного крепостничества, расширение барщинной эксплуатации. Крупные масштабы приобрела экспроприация земель у крестьян, которые попадали в разряд дворовых, даром работая на господском поле.

Причиной такой ситуации явилось общее замедление экономического развития Германии. После Великих географических открытий торговые пути переместились на Атлантический океан, что привело к упадку итальянских и южно-германских городов. Ганза стала распадаться, в ней остались лишь три города: Гамбург. Бремен и Любек. Германия не могла принять участие в географических открытиях, в мировой торговле и ограблении колоний. Этому мешала политическая раздробленность, автономия городов. Германия состояла из 300 мелких государств. Все обособленные территории были со своими таможенными заставами, пошлинами, хаосом в денежном обращении (монет было до 600 видов).

Централизации противились церковники. Раздоры между католиками и протестантами вели к религиозным войнам, в которые вмешивались соседние государства. Германия превратилась в арену международных столкновений. 1618-1648 – годы первой общеевропейской Тридцатилетней войны, имевшей религиозную подоплеку. Она еще больше закрепила раздробленность Германии и бессилие центральной власти.

Таким образом, к началу XIX века Германия не могла использовать внешние источники первоначального накопления капитала, а это ослабляло процесс разложения феодализма.

Первый удар феодальному режиму нанесли наполеоновские войны. Франция заняла часть территории Германии (левобережье Рейна), феодальные привилегии и повинности крестьянства были ликвидированы. Поражение было великим унижением Германии, свидетельством ее отсталости. В этих условиях феодально-монархические круги решились на аграрные реформы.

Они начались в Пруссии. В 1807 г. правительство Штейна приняло эдикт, уничтожавший личную зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право распоряжаться имуществом, освободились от принудительной службы у господ. Однако все повинности, связанные с земельными наделами, сохранились. Аграрные реформы охватили вслед за Пруссией целый ряд немецких государств.

Большую роль в подготовке промышленного переворота сыграла частичная ликвидация экономической раздробленности путем создания Таможенного союза, объединившего 18 государств Северной Германии. Все таможенные заставы здесь ликвидировались.

Рост мануфактурного производства, развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, усиление первоначального накопления капитала, возможность использования иностранной техники подготовили промышленный переворот. В 1796 г. в Силезии появилась первая доменная печь. Хлопчатобумажная промышленность, где использовались английские машины, сразу стала развиваться на фабричной основе. Паровые машины ввозились из Англии, но были и свои изобретения. Произошли изменения и на транспорте: количество пароходов к середине XIX в. достигло 90, паровозов – 429. Огромную роль играло строительство железных дорог. К 1848 г. протяженность железных дорог достигла 2,5 тыс. км..

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.