МФК непосредственно участвует в капиталовложении только, когда необходимо специальное содействие, которое дополняет частные вклады. Она также играет роль катализатора, стимулируя и мобилизуя частное капиталовложение в развивающемся мире.
МФК предлагает достаточно широкий спектр финансовых программ и услуг для частных компаний в государствах-членах, в том числе долгосрочные ссуды в основных валютах с фиксированным или изменяемым тарифом, гарантирование и резервное финансирование, управление рисками и т. д. Все заимствования и проекты МФК реализуются по рыночным тарифам, правительственные гарантии не принимаются.
МФК финансирует проекты во всех отраслях. Для присоединения к МФК, государство должно быть членом МБРР.
2.2 Кредитные механизмы Международного Валютного Фонда (МВФ)
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе. МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд является специализированным учреждением ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
Источниками предоставляемых Фондом кредитов являются денежные средства в виде валют стран-членов и СДР (специальные права заимствования), формируемые как по подписке, так и мобилизуемые с помощью займов, находящиеся на Счете общих ресурсов. Фонд предоставляет валютные кредиты как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют, на которые нет спроса со стороны других стран, и они остаются на счете общих ресурсов. По истечении установленного периода страна-член обязана выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в национальной валюте или СДР. Обычно эта операция должна быть произведена в течение срока от 3 ¼ до 5 лет. Страна-заемщик обязана производить досрочно выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения своего платежного баланса и увеличения валютных резервов.
За предоставление кредита МВФ взимает разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (процент), которая базируется на рыночных котировках.
В зависимости от целевой направленности и условий кредитования Фонд использует различные кредитные механизмы. В рамках каждого из таких механизмов устанавливаются лимиты, ограничивающие сумму выдаваемых кредитов относительно квоты страны в Фонде. Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:
- обычный механизм
- специальные компенсационные механизмы
- чрезвычайная помощь
- механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.
Обычные механизмы включают:
- механизм резервных долей
- механизм кредитных долей
- соглашения о резервных кредитах
- механизм расширенного финансирования
- механизм дополнительного финансирования.
Механизм резервных долей (Reserve Tranche) предполагает, что приобретаемая страной первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты определяется как превышение величины квоты данной страны в МВФ над суммой запаса национальной валюты, находящейся в распоряжении Фонда. Если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны для предоставления средств другим странам, то объем резервной доли соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция составляют её резервную позицию в Фонде. В пределах резервной позиции страны могут получать средства у МВФ автоматически, по первому требованию. От страны не требуется уплата комиссионных и процентных платежей и возвращения полученных валютных средств.
Механизм кредитных долей (Credit Tranche Policy)– важнейший канал использования общих ресурсов Фонда. Средства в иностранной валюте, составляющие 100% величины квоты, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на 4 кредитные доли – транши, образующие каждый раз по 25% квоты. Страна, прибегающая к расходованию своих кредитных долей в Фонде, может при этом использовать полностью или частично и резервную долю, а может и сохранить её. Это означает, что предельная сумма иностранной валюты, которую страна может приобрести у МВФ, составляет 125% размера её квоты. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, так и путем заключения с Фондом соглашения о резервном кредите. Последующие покупки страной иностранной валюты рассматриваются как использование верхних кредитных долей . В этом случае МВФ выдвигает требование о проведении страной политики, которая создавала бы уверенность в реальной возможности преодоления трудностей с платежным балансом в течение разумного периода времени.
Соглашения о резервных кредитах (Stand-by Arrangements) , или соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements) предполагают, что страна получает гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в течение срока действия соглашения при соблюдении его условий. В современных условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-членами. Кредиты обычно предоставляются на срок 12-24 мес. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе соглашения «стэнд-бай», должны быть погашены в течение двухлетнего периода. Практика показывает, что объем выделяемых средств по таким соглашениям, как правило, превышает сумму их фактического использования. После окончания соглашения не использованная страной сумма кредита возвращается Фонду.
Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) – предполагает кредитование на основе среднесрочных программ расширенного финансирования на период до трех лет с целью преодоления трудностей, связанных с платежным балансом. Приобретение иностранной валюты у Фонда производится частями, причем для получения последующего транша необходимо предоставить обоснованное заключение о выполнении программы, ранее согласованной с МВФ. Кредиты EFF предоставляются за счет собственных ресурсов МВФ. Возмещение использованных валютных средств должно производиться двенадцатью равными взносами в течение срока то 4 ½ до 10 лет со дня каждой покупки валюты.
Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility – SFF) был введен в 1977г. предполагает использование Фондом заемных средств для дополнительного финансирования. Заемные средства предоставлены в виде займов в различных валютах тринадцатью странами-членами, Швейцарским национальным банком на сумму 4,6 млрд долларов, а также пятью странами-экспортерами нефти на сумму 3,2 млрд долл. Дополнительное финансирование предоставлялось странам с хроническим дефицитом платежного баланса, исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. В рамках механизма обычные (собственные) и дополнительные (заемные) средства выделялись Фондом в заранее установленных соотношениях. Страны могли пользоваться дополнительным финансированием только в виде резервных кредитов, предполагающих использование верхних кредитных долей, или расширенных кредитов. Эти кредиты выдавались на условиях, близких к рыночным; продолжительность кредитов превышала 12 месяцев, а иногда возрастала до трех лет.
3.1 Деятельность группы Всемирного банка в Казахстане.
Группа Всемирного банка (ВБ)– это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью, стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
Казахстан является членом МВФ,МБРР, МФК, MAP, МАГИ, МЦУИС, ЕБРР, Азиатского банка развития (АБР), Исламского банка развития (ИБР).
В качестве канала связи Республики Казахстан с соответствующими международными организациями определено Министерство финансов.
Национальный банк РК назначается в качестве депозитария всех авуаров в национальной валюте РК, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору. Правительство РК уполномочено назначать в качестве представителя РК (Управляющего) в советы управляющих МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, в Административный совет МЦУИС соответствующее должностное лицо для выполнения обязанностей от РК, а также его заместителя со всеми полномочиями для исполнения обязанностей в отсутствие управляющего. Переводы сумм, подлежащих выплате Казахстаном или Казахстану при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК. MAP, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР, осуществляются через Национальный банк РК.
Казахстан стал членом МБРР в июле 1992 года. С тех пор МБРР предоставил Казахстану 21 заем на общую сумму 1,819 млрд долл. США. Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл. США. Группа Всемирного банка является одним из крупнейших источников внешнего финансирования в Казахстане.
В дополнение к прямому кредитованию, МБРР способствовал привлечению софинансирования и параллельного финансирования в размере 175 млн. долл. США из других источников в тот же самый период. Вместе с тем четыре встречи Консультативной группы по Казахстану, проведенные под председательством Всемирного банка, способствовали мобилизации около 4 млрд долл. США в виде официальной помощи развитию Казахстана.
Предыдущие займы Всемирного банка (реабилитационный, на поддержку структурных преобразований и развитие финансового сектора) были направлены на поддержку усилий правительства оп разработке и проведению структурных преобразований в таких основных сферах как приватизация, реформирование предприятий, реформа финансового сектора и социальная защита. Хотя большинство займов МБРР направлены на поддержку конкретных проектов, МБРР также предоставляет займы на поддержку структурных преобразований в экономической, финансовой и других ключевых сферах. Предоставление средств в рамках таких займов обусловлено достижением определенных целей и задач. Займы на поддержку структурных преобразований оказали помощь в развитии валютных рынков и обеспечили безинфляционное финансирование дефицита бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6