Рефераты. Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы

Со своей стороны, управляющие международных корпораций считают бизнес, основанный на продаже технологии, "ноу-хау", привлечении высококвалифицированных служащих и т.п., не менее прибыльным и более безопасным, чем эксплуатация местных ресурсов на основе владения собственностью. Контрактные отношения обеспечивают ТНК нетрадиционные методы контроля, например, технологические и организационные связи, которые могут быть даже эффективнее, чем владение контрольным пакетом акций. Выступая, по существу, в качестве инвесторов, ТНК получают за предоставленные ресурсы и услуги не фиксированную плату, а определенную долю прибыли или производимой продукции.

Естественно, что при такой форме участия на первый план для них выходит стабильное и эффективное функционирование проекта.

Технологическая отсталость Нигерии предопределяет особую роль, которую играют для неё контракты, связанные с передачей управленческого опыта, "ноу-хау", технологии (контракты "на управление", лицензионные договоры, субподрядные соглашения). Предоставление знаний и опыта в области управления производством превратилось сегодня в "предпринимательство без капитала", которое приносит западным компаниям, по их собственным оценкам, прибыли, соизмеримые с их доходами от прямых инвестиций в экономику развивающихся стран4. Контракты "на управление" в чистом виде действуют в золотодобывающей промышленности Ганы, алмазо- и бокситодобывающей - Сьерра Леоне, железорудной - Либерии, урановой - Нигера. В форме контрактов "на управление" осуществляется участие ТНК в гостиничном бизнесе Нигерии ("Шератон", "Хилтон", "Интерконтинентал"), в сфере быстрого питания, в торговле. Договоры "на управление" иногда заключаются вместе с лицензионным соглашением. "Освоение" лицензии предполагает наличие у покупателя необходимого для этого технологического и технического уровня развития. В то же время низкий технологический уровень местных предприятий не является препятствием для подписания с иностранными фирмами субподрядных соглашений, закрепляющих те или иные формы промышленной кооперации между партнерами. Западные компании предлагают местному партнеру собственные производственные стандарты, помогают модернизировать оборудование, устанавливают жесткий контроль качества, находят рынки сбыта для продукции под собственным товарным знаком.

Важной составной частью политики нигерийского правительства в области стимулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних соглашений об их защите с капиталоэкспортирующими странами. На 1 января 1995 г. в Нигерии было подписано 23 таких договоров, содержащих положения о справедливом и равноправном отношении к национальным и иностранным инвесторам, о праве перевода заработной платы, прибыли и капитала, о возмещении потерь, связанных с вооруженными конфликтами, национализацией и экспроприацией иностранной собственности, об урегулировании связанных с этим споров.

Нигерия принимает активное участие в международных соглашениях о защите инвестиций. Так, участниками Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и гражданами других стран являются 42 государства региона, а 36 из них на 1 января 1995 г. стали участниками Международной конвенции по гарантиям инвестиций, регламентирующей условия страхования капиталовложений от политических рисков. Двумя другими важными международными соглашениями, широко признаваемыми в Нигерии и Африке в целом, являются Нью-Йоркская конвенция о признании и выполнении решений международного арбитража и Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности. На 1 января 1995 г. первая конвенция была ратифицирована 23 африканскими государствами, что значительно упрочило в них надежность и защиту инвестиционных операций. Парижская конвенция, защищающая патенты и другую интеллектуальную собственность за пределами национальных границ, особенно важна для ТНК, деятельность которых связана с высокой технологией. Технологические знания являются особо важным активом, обеспечивающим их владельцам существенные преимущества в конкурентной борьбе. На 1 января 1995 г. участниками конвенции являлись 38 государств Африки.

Большое беспокойство международных финансовых организаций вызывает структура внутренних капиталовложений. За последние 5 лет, когда доля инве­стиций в ВВП составила 22%, до­ля частного сектора в суммарных капиталовложениях была явно низкой - 8%, поэтому эффектив­ность инвестиционной деятель­ности невысока. В конце 90-х го­дов требовались вложения в 8 млн. долл. для увеличения произ­водства на 1 млн. долл. В нор­мально же развивающейся эко­номике, по расчетам специалистов отдача от использования капиталовложений должна быть в два раза выше11. По мнению иссле­дователей, ситуация должна из­мениться после продажи части собственности частным предпринимателям.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что тщательный анализ преимуществ и недостатков ПИИ, более четкая оценка национальной потребности, связанной с капиталовложениями, передачей технологии, профессиональной подготовкой, развитием людских ресурсов и инфраструктуры, позволили бы установить более рациональные требования и совершенные критерии в отношении иностранных компаний.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Иностранные инвестиции и экономический рост.

1. Нефтяная промышленность как основной источник финансирования экономического развития.

 

Основой нигерийской экономики является нефтяная промышленность. Занимая 6-е место в мире по уровню добычи нефти, Нигерия, как отмечалось выше, получает за счет экспорта нефти подав­ляющую долю валютных поступлений и доходов государственного бюджета. В нефтяной промышленности Нигерии производится около половины ВВП.

В связи с этим, естественно, что и в годы военного режима, и при нынешней гражданской администрации прилагались и прилагаются значительные усилия для расширения добычи, а также для разведки нефти в целях увеличения ее запасов. В частности, в настоящее время достоверно разведанные запасы нефти оцениваются в 22,5 млрд. барре­лей. По программе «Vision 2010» к 2010 г. их объем планируется дове­сти до 40 млрд. баррелей5.

Власти Нигерии постоянно уделяют первостепенное внимание и наращиванию добычи углеводородного сырья. Являясь членом ОПЕК, Нигерия добывает нефть в соответствии с квотами, устанавливаемыми этой организацией. Так, в конце 1997 г. Нигерия добилась от ОПЕК по­вышения своей квоты с 1.865 тыс. до 2.042 тыс. баррелей в день. Одна­ко ввиду заметного падения мировых цен, в 1998 г. (март, июнь) и в 1999 г. ОПЕК приняла согласованное с рядом стран, не являющихся членами этой организации, решение о сокращении квот, которое косну­лось, в основном, стран, производящих легкие фракции нефти. В итоге, в первой половине 1999 г. квота Нигерии вновь снизилась до 1.890 тыс. баррелей в день. Вместе с тем, по планам, обнародованным президентом Нигерии, в 2000-2003 годах производство нефти в стране должно возрасти на 50%5.

Учитывая зависимость от указанного товара, стабильность в эко­номике Нигерии практически полностью зависит от колебаний цен на мировом рынке на углеводородное сырье. В частности, наблюдавшийся в 1998 г. резкий спад мировых цен на нефть неблагоприятно отразился на уровне полученных страной доходов и, соответственно, прямых ино­странных инвестиций в эту отрасль. Кроме того, ряд существенных про­блем гражданская администрация получила в наследие от военного ре­жима.

В их числе следует указать на недостаточное финансирование во­енными властями деятельности, связанной с разведкой, разработкой и добычей нефти. Указанные виды деятельности на месторождениях в континентальной части страны и на прибрежном шельфе осуществляют­ся главным образом совместными компаниями, НННК, с одной стороны, и зарубежны­ми нефтяными корпорациями, с другой. В частности, в первой половине 1999 г. иностранные партнеры НННК приостановили добычу ввиду того, что наблюдались перебои в инвестировании НННК своей доли средств, предусмотренных договорами о совместной деятельности. Вместе с тем, приостановка добычи обусловливалась и сокращением ОПЕК нигерий­ской квоты. На сокращение добычи нефти заметное воздействие также оказали выступления жителей основных районов нефтедобычи в Ниге­рии. Их протесты обусловлены причинами экологического, социального и экономического характера.

Поэтому, гражданская администрация, не желая повторения спа­да в производстве и стремясь обеспечить процесс наращивания разведки и добычи нефти, в конце 1999 г. увеличивает ассигнования на развитие отрасли. В 2000г. президент Нигерии О. Обасанджо предложил выделить на нужды Нигерийской национальной нефтяной корпорации для ее совместной деятельности с многонациональными нефтяными компаниями сумму, эквивалентную 3,15 млрд. долл. Эта сумма составит, по оценке, около 25% расходной части бюджета и 37% планируемых доходов от эксплуатации нефтяных месторождений (8,5 млрд. долл.). Выделенные в распоряжение НННК ассигнования почти на 60% превысили показатель, планировавшийся на 1999 г. (около 2 млрд. долл.)12.

Кроме того, президент Нигерии предпринял беспрецедентный шаг. В рамках соглашения между Нигерией и МВФ намечено проведе­ние открытой проверки счетов НННК и Центрального банка страны. Ее целью является выявления нарушений в области финансирования неф­тяной промышленности. Ус­тановление «прозрачности» в финансовых расчетах, по замыслу новых гражданских властей, призвано начать процесс демонстрации того, что доходы, получаемые нефтяной промышленностью, могут быть более равномерно распределены среди населения Нигерии.

Наряду с долевым участием НННК в деятельности совместных предприятий финансирование нефтяной промышленности осуществля­ется и посредством продажи доли НННК в ряде таких предприятий, проводимой в рамках программы приватизации. Кроме того, в послед­нее время все чаще практикуется финансирование на основе контрактов о разделе продукции. Такими контрактами регулируется глубоководная разведка и добыча (на глубине 2-5 тыс. м) нефти в прилегающих к по­бережью Нигерии районах Атлантического океана. Запасы глубоковод­ных месторождений оцениваются в 20 млрд. баррелей. Организация производственной деятельности здесь отличается от той, которая ведется на суше и мелководном прибрежном шельфе. В соответствии с условия­ми указанных выше контрактов, оператор (иностранная нефтедобываю­щая компания) «блока», т.е. сдаваемого в аренду для нефтяной разра­ботки участки морского дна, за свой счет покрывает все расходы по раз­ведке и развитию месторождения. В случае если залежи нефти обнару­жены, оператор начинает их разработку, уплачивая правительству нало­ги и роялти (стоимость права на разработку недр).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.