Особенностью британской экономической политики в Нигерии Содружества последних лет стало стремление к более рациональному сочетанию в ней британских коммерческих интересов и интересов страны-получателя инвестиций. С одной стороны, программа британской помощи характеризовалась высокой степенью льготности по сравнению с другими странами-донорами из числа развитых государств. Около 99% финансовой помощи предоставляется английской стороной в форме даров. Позитивной стороной для развивающихся стран явилась также и относительная независимость британской помощи от политических условий и ограничений. С другой стороны, большая часть британской помощи (около 70% в конце 80-х годов) оставалась полностью или частично связанной с поставками английских товаров, причем доля связанной помощи у Великобритании одна из наибольших среди стран-членов Комитета содействия развитию.
Снижение британского интереса к нигерийскому региону является формой проявления сложных процессов, суть которых не исчерпывается простым сокращением стоимостных объемов экономических связей. Качественно меняется сама система британо-нигерийских экономических отношений.
Во-первых, "внешнее" снижение интереса к Нигерии происходило на фоне сохранения в целом английским капиталом прочных позиций в нигерийской экономике.
Во-вторых, падение объемов торговли и экспорта капитала во второй половине 80-х годов сопровождалось увеличением британской помощи Нигерии.
В-третьих, снижение заинтересованности Великобритании в импорте отдельных товаров из западно-африканского региона не приводило к существенному сокращению британского бизнеса в соответствующих сферах.
В-четвертых, мелкий и средний британский бизнес сохранил потенциальный интерес к работе в нигерийских условиях. Однако, отсутствие необходимой государственной поддержки с британской стороны, а также неблагоприятный инвестиционный климат в Нигерии явились главными препятствиями для широкомасштабного выхода мелких и средних английских фирм на нигерийский рынок.
В-пятых, наряду с ослаблением непосредственно коммерческого интереса к бывшей колонии и уходом ряда британских фирм из экономики региона, будущее британо-нигерийских экономических отношений вызывает озабоченность и остается объектом пристального внимания политических и деловых кругов Великобритании, что дает основания считать, что британский "нигеропессимизм" носит временный характер.
Сложные и неоднозначные процессы в англо-нигерийских экономических отношениях 80-90-х годов явились следствием глубоких структурных изменений, затронувших как Великобританию, так и Нигерию.
Начало 80-х годов стали для Англии периодом проведения структурной перестройки ее экономики в соответствии с новыми требованиями НТР и оживлением механизмов свободного рынка. В качестве же внешнего фактора выступила активизация экономических связей с промышленно развитыми партнерами, которые могли обеспечить торговый обмен на новом технологическом уровне. Это вызвало соответствующее ослабление сотрудничества с отсталыми регионами мира. Одним из ближайших следствий британской перестройки стало, в частности, недостаточное внимание к поощрению деятельности английского частного бизнеса в Нигерии, выразившееся в том, что Департамент по гарантированию экспортных кредитов сократил 80-е годы размер своих нигерийских операций11.
В 90-е годы, несмотря на относительное снижение интереса к деятельности в Нигерии, британский капитал сумел сохранить сильные позиции на таких важных участках, как добыча и переработка нефти, некоторых других полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, легкая и пищевая промышленность, банковское и страховое дело, туризм и гостиницы и др. В сочетании с внешней торговлей, культурно-историческими и личными связями, воздействием английских стандартов на образование, административную и судебную систему влияние Великобритании на Нигерию остается значительным и вряд ли снизится в обозримой перспективе.
Заключение.
События, произошедшие в Нигерии на рубеже третьего тысячелетия, вселяют надежду на то, что в стране обозначились тенденции, свидетельствующие о возможности начала ее выхода из полосы глубокого экономического и политического кризиса, в который она была ввергнута длительным пребыванием у власти военных режимов.
Приход к власти гражданской администрации создал благоприятные предпосылки формирования в Нигерии обстановки политической стабильности. Естественно, ошибки в формулировании и осуществлении политики либерализации, в том числе допуск неконтролируемого внешнего влияния на процессы формирования внутренней экономической политики, могут обусловить изменения в политической динамике. Последние чреваты возможностью расшатывания политической стабильности, сменой режима, в том числе путем возврата к власти военных. В свою очередь, политическая нестабильность может привести к ухудшению инвестиционного климата, в частности, к возможности крупномасштабного оттока капитала из страны.
Такая ситуация возникает и в случае ошибок в проведении макроэкономической и инвестиционной политики. В случае массовой ликвидации предприятий с иностранными инвестициями и, соответственно, оттока капитала при общей слабости местного среднего класса неизбежно происходит рост безработицы и гиперинфляция. Цены на потребительские товары делают их недоступными для большинства населения, местная валюта девальвируется. Экономика, испытывающая бегство капиталов, легко попадает в долговую ловушку.
Открытие границ страны для свободного движения капиталов, товаров и услуг могут представлять собой угрозу формированию среднего класса Нигерии. Учитывая, что указанные процессы сопровождаются прибытием в страну значительного числа зарубежных предпринимателей в условиях слабости национального частного предпринимательства, для нигерийских властей естественным было бы «зарезервировать» за местными предпринимателями какие-либо отрасли, предприятия и т.д.. однако это идет вразрез с основными постулатами либерализма.
Отдача на откуп иностранным предпринимателям разработки природных ресурсов, возможно, выпуска тех товаров, производство которых запрещено в промышленно развитых капиталистических странах и т.д. и т.п. может таить в себе серьезную опасность для окружающей среды в отдельных регионах страны. Примером может служить хотя бы загрязнение окружающей среды в районе дельты р. Нигер из-за бесконтрольной деятельности иностранных нефтедобывающих компаний и. соответственно, обострение здесь социальной напряженности.
Поэтому перед осуществлением широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в экономику необходимо воспользоваться опытом ряда стран, разработавших «нормы поведения» для иностранных вкладчиков капитала. Примером могут служить действующие в ЮАР «Принципы Салливана»13. Для Нигерии наиболее важно определить требования к инвесторам касательно реинвестиций в ее экономику, компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, участие широких слоев общественности в принятии решений по вопросам, относящимся к окружающей среде.
Как отмечалось выше, реформы, которые необходимо провести для приспособления экономики Нигерии к процессам глобализации, подобны реформам, уже проводившимся в стране. В частности, многие их требования идентичны положениям Программы структурной перестройки, которая была принята в Нигерии в середине 1986 г.
Непоследовательность в проведении Программы, а также разногласия с МВФ, под эгидой которого она осуществлялась, привели к весьма скромным результатам. Попытка вернуться в середине 90-х годов к осуществлению некоторых ее положений в рамках реализации предложений ВТО также имела крайне ограниченный итог.
По мнению ряда нигерийских и зарубежных экономистов, перед началом реализации курса реформ необходимо задаться конкретными перспективными показателями. Несомненно, в условиях Нигерии - это Программа «Vision 2010», которая дает основные направления и ориентиры экономического развития. Однако «Vision 2010» нуждается в серьезной переработке, как с точки зрения конкретных перспективных показателей, так и сроков ее реализации в целом, поскольку то скромное экономическое наследие, которое оставил правительству О. Обасанджо военный режим, не позволяют даже частично реализовать намеченные цели. Кроме того, в переработанной программе должны содержаться подходы к проведению в жизнь тех направлений экономической политики, которые обеспечат:
- рост благосостояния, базирующийся на многоуровневой экономике;
- плановое развитие трудовых ресурсов;
- расширение приватизации, при которой правительство выступит в качестве наблюдательного и регулирующего органа, а не субъекта, непосредственно вовлеченного в управление тем или иным предприятием;
- стимулы для инвестиций в технологические производства, техническое образование;
- стимулы для инвестиций в информатику;
- плановое наделение регионов экономической властью;
- немедленную интеграцию неформального сектора экономики с целью увеличения сбора налогов, а также другие, признаваемые необходимыми меры.
По моему мнению, расширение потоков зарубежных портфельных капиталовложений и прямых иностранных инвестиции, наглядно показывает все более важную роль импорта капитала. Для Нигерии он является основным способом ослабления хронического дефицита внутренних накоплений, прежде всего инвалютной его части, выравнивания острых социальных диспропорций, улучшения критического положения в области обеспечения продовольствием и занятости населения.
Список используемой литературы:
Справочные и статистические издания
1. World Investment Report 1997. UNCTAD. N.Y. 1997.
2. World Bank. Sub-Saharan Africa. From Crisis to Sustainable Growth. Washington., 1989.
3. UNCTAD Press Release Tad/INF/2782. Geneva,1998, November 2.
4. Foreign Direct Investment in Africa. UNCTAD.N.Y.1995. p.30
5. Nigerian Investment Promotions Commission.
6. Africa South of the Sahara, London, 1997.
7. UN. Report on the World Social Situation. 1990. N.Y.1990.
8. The World Bank Group.
9. Industrial development. Global Report. N.Y.1998.
10. Нефть в мировой экономике. Двенадцатые Международные Плехановские Чтения. Сборник докладов и выступлений. 1999г.
Периодические издания
11. БИКИ.
12. The Guardian. Lagos, 2000, January 5.
13. Пульс Планеты. М. 2000г.
14. ИТАР ТАСС.1999. 1 июня.
15. Коммерсантъ
Исследовательская литература
16. Африка: новые тенденции в экономической политике. – М., 2000.
17. Региональные аспекты экономического развития стран Африки(90-е годы).
18. Руднов Б. Б. Интеграция Африки в Глобальную экономику (тенденции, проблемы, перспективы). – М., 1999.
19. Рощин Г. Е., Калинина Л. П., Позднякова А. П. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. –М., 1999.
20. Гевелинг Л.В. Клептократия. Москва 2002г.
21. Нигерия: справочник для бизнесменов. – М., 1994.
22. Независимые страны Африки: финансово-кредитный механизм развития – М., 1986.
23. Transnational Banks: Operations, Strategies and their Effects in Developing Countries. United Nations of Transnational Corporations. UN, N.Y., 1992.
24. Баскин В.С. Эволюция стратегий промышленного развития Федеративной Республики Нигерии (1960-1998) – Ученые записки Института Африки РАН, вып.9.М.,1999.
Internet ресурсы
25. www.yandex.ru
26. www.africana.ru
27. www.nigerianembassy.ru
28. www.worldbank.org
29. www.un.org
30. www.google.com
Приложение 1
Долг Нигерии
Источник: International Monetary Fund
Приложение 2
Источник: The World Bank Group. 9.11.2002.
Приложение 3
INDICATORS
1980
1985
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Domestic Output
Real GDP (=N=Billion)
96.2
68.9
90.3
94.6
97.4
100.0
101.0
103.5
106.9
Real GDP (Growth Rate %)
5.5
9.4
8.1
4.8
3.0
2.7
1.3
2.2
3.3
GDP Per Capita (=N=)
1487
913
1042
1069
1071
1053
1047
1051
Manufacturing Capacity Utilisation (%)
70.1
37.1
40.3
42.0
41.8
37.2
30.4
29.3
32.5
Inflation Rate (%)
9.9
7.4
13.0
44.6
57.2
57.0
72.8
Источник: FOS, CBN & NPC
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10