Рефераты. Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

        В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят  в наплыве иммигрантов  главную  причину  безработицы,  правительства  многих  западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры  по  стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных  государственных мер реэмиграции следующие:

- программы стимулирования реэмиграции. Они включают  широкий  круг мероприятий,  начиная  с  мер   по   принудительной   репатриации незаконных   иммигрантов   до   оказания   материальной    помощи  иммигрантам, желающим вернуться на родину.  В  западноевропейских странах  (ФРГ,   Франция, Нидерланды) принимались   программы материального поощрения  реэмиграции,  предусматривающие  выплаты выходных пособий при добровольном  увольнении  иммигрантов  и  их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались  при одном  только  заявлении  иммигранта  о  его   желании  покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время  после  его фактического  возвращения  домой.  Причем получение   выходного пособия    лишало иммигранта права повторно  въехать  в  принимающую страну.  Выплаты  пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном  фонде в результате  отчислений  предприятием,  нанявшим  иммигранта  на работу.  Хотя  считалось,  что  такой  способ  финансирования  не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета,  на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате    необходимости создания электронной системы государственного учета   иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

   - программы  профессиональной  подготовки  иммигрантов.  В  качестве средства, которое  могло  бы  побудить  иммигранта  вернуться  на родину, правительства отдельных стран (Франция,  ФРГ, Швейцария) рассматривают программы     профессионального     образования иммигрантов. По  логике  этих программ, получив  образование  в развитой  стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую  и  престижную  работу,  что  и   побудит   их вернуться на родину. Однако  интерес  со  стороны  иммигрантов  к участию в  таких  программах  оказался  довольно  низким  по  той причине,  что  приобретение  специальности  само   по   себе   не гарантировало получение работы по этой специальности  на  родине.

Поэтому  большинство  иммигрантов  предпочитали  сохранить   свои существующие, работы в развитых  странах,  чем  реэмигрировать  и пытаться найти лучшую работу на родине;

  - программы экономической  помощи  странам  с  массовой  эмиграции.

Развитые страны  заключают  соглашения  со  странами экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств  в  создание  новых  предприятий  в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы  для реэмигрантов. Такие  предприятия  принимали  форму  кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с  Турции.  В  ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

        Несмотря на активные действия  правительств  принимающих   стран, большинство программ стимулирования  реэмиграции  не  достигли  поставленных целей: при  некотором  увеличении  реэмиграции  в  начале  их  осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко  уменьшался  по  мере  того,  как сокращалось финансирование  программ.  Однако  главной  причиной  их  низкой эффективности является то, что правительства стран,  экспортирующих  рабочую силу, просто не заинтересованы в ее  реэкспорте и не  предпринимают  должных усилий по сокращению эмиграции.

        Итак,  государственное  регулирование  международного  рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран  и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе  межгосударственных  и межведомственных соглашений между ними. Регулирование  осуществляется  через принятия финансируемых из  бюджета  программ,  направленных  на  ограничение притока  иностранной  рабочей  силы  (иммиграции)  либо  на   стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция) [22, с.198- 202].

 

 

 

Глава 2. Международная трудовая миграция России и Европы

 

2.1. Основные мировые рынки рабочей силы

 

В ряде стран целые отрасли зависят от импорта рабочей силы. Исследования, проведённые в Дюссельдорфе (Германия), показали, что в результате отъезда иностранных рабочих уменьшается объём строительных работ, закроются многие сады, ясли, школы, прекратятся работы транспортной уборки мусора. Другие показательные данные: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении, в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии – 2/5 всех строительных рабочих и т.д.

Для большинства развивающихся стран – экспортёров рабочей силы прекращение таких связей означало бы потерю важнейшего источника валютных поступлений, подчас превышающих доходы от внешней торговли, туризма и т.д. Так, например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х годов давала прибыль в 970 млн. долл., туризм – 600 млн. долл., а денежные переводы эмигрантов 3,1 млрд. долл. В такой стране, как Йеменская Арабская Республика, сумма переводов превосходила поступления от экспорта в 100 раз.

Миграция рабочей силы – явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями современной экономической жизни общества.

В мире эмигрировали в поисках средств существования 60-70 млн., а в поисках найма в начале 80-х годов ежегодно эмигрировали 19,7 – 21,7 млн. человек.

Число иностранных рабочих, насчитываемых в Западной Европе, - 4,1 – 6,5 млн., в США – 5 – 6,5 млн., в Латинской Америке – 3,5 – 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африки – 2,8 млн., Западной Африки – 1,3 млн.

В межгосударственном передвижении в основном участвовала молодёжь, как правило, до 25 лет – пригодная к самым тяжёлым физическим работам. По данным МОТ, удельный вес молодых людей достигал в середине 70-х годов: в ФРГ – 37,9%, в Швейцарии – 38,9, во Франции – 40,2, в Нидерландах – 40,2, в Люксембурге – 43,5, в Швеции – 45, в Бельгии – 49,8% общего числа иностранных работников.

В тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается не престижной для квотной рабочей силы, доля иностранцев велика и доходит порой до 7%.

Однако в последнее время наблюдается некоторые сдвиги в структуре занятости иностранной рабочей силы. Наряду со снижением занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении произошёл рост в сфере услуг, в финансовых учреждениях и торговле.

По прогнозам Немецкого федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этой группировки будут неохотно вербовать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Увеличение числа рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создаёт предпосылки для использования иностранной рабочей силы и в дальнейшем [13, с 134-135].

 

2.2. Россия на международном рынке труда

 

Вхождение России как равноправного партнёра в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х годов осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

Миграционные потоки рабочей силы формировались и продолжают формироваться в подавляющем объеме за счет населения развивающегося мира. Главный мотив — разница в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах, достигающая нескольких десятков раз. Массовый приток иммигрантов из стран третьего мира, с одной стороны, позволил сгладить остроту проблемы нехватки дешевой рабочей силы в “непрестижных” сферах национальной экономики раз витых стран, но с другой — создал массу социально-экономических проблем.

В настоящее время вне родных стран трудится почти 3% населения мира, а в развитых государствах иммигранты составляют более 6% населения. Лидерами по привлечению иммигрантов в качестве рабочей силы являются страны Западной Европы (табл. 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.