Введение
Консолидированная финансовая отчетность согласно требованиям международных нормативных документов представляет собой объединение финансовой отчетности двух или более юридически самостоятельных компаний, действующих совместно в экономическом и финансовом отношении. Цель объединения заключается в получении информации о группе этих компаний как о едином экономическом образовании без учета формальной обособленности их как юридических лиц. Данная отчетность дает возможность заинтересованным пользователям представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении группы компаний в целом в отличие от сводной отчетности, которая составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения.
Потребность в консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений. Активное развитие рыночных отношений в России, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм коммерческих, производственных и финансовых связей между компаниями также потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией и предназначена для того, чтобы объективно и правдиво показать владельцам, что представляет собой их инвестиции, т.е. контроль и владение чистыми активами. Оценить, во что превратились инвестиции через ряд лет, как они влияют на результаты деятельности группы компаний, можно лишь в консолидированной финансовой отчетности.
Состав консолидированной отчетности для российских организацией определен Методическими рекомендациями составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности и включает следующие нормативные документы: консолидированный бухгалтерский баланс; консолидированный отчет о прибылях и убытках; пояснения к консолидированному бухгалтерскому балансу и консолидированному отчету о прибылях и убытках. . Составление консолидированной отчетности – один из наиболее сложных участков бухгалтерского учета, так как при формировании ее показателей необходимо соблюдение ряда нормативно установленных правил.
К 2010 году все предприятия составляющие консолидированную отчетность должны будут представлять ее в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Для российских организаций использование МСФО при составлении консолидированной отчетности пока не стало законодательной нормой, но проект закона о консолидированной финансовой отчетности, разработанный Минфином России, прошел два чтения в Государственной Думе. В законопроекте определяются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Принятие этого закона должно сделать крупнейшие российские компании столь прозрачными, чтобы они стали привлекательными для дополнительных инвестиций в российскую экономику. Консолидированная бухгалтерская отчетность является необходимым атрибутом рыночной экономики и занимает достойное место в современном международном учете. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности консолидированной отчетности, а также ее состава и структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить сущность консолидированной отчетности;
· изучить методику консолидации данных отчетности;
· изучить порядок и особенности составления консолидированного бухгалтерского баланса и консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Особенности составления консолидированной отчетности, состав структура и принципы подготовки консолидированной отчетности, методика формирования данных консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках, а также некоторые проблемы формирования консолидированной отчетности изучались следующими авторами: Мешков А.А., Бычкова О.А., Заббарова О.А., Слепов Ю.В., Модеров С. С. В таких периодических изданиях, как «Все для бухгалтера», «Финансовая газета», «Финансы», «Международный бухгалтерский учет» уделяется должное внимание проблемам формирования консолидированной бухгалтерской отчетности и особенностям составления отчетных форм.
1. Методические аспекты консолидированной бухгалтерской отчетности
1.1. Понятие и сущность консолидированной бухгалтерской отчетности
Потребность в консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений. Активное развитие рыночных отношений в России, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм коммерческих, производственных и финансовых связей между компаниями также потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности. Консолидированная бухгалтерская отчетность является необходимым атрибутом рыночной экономики и занимает достойное место в современном международном учете.
В соответствии с директивой Европейского сообщества от 13.06.1983 № 7 консолидированная отчетность должна составляться в соблюдением международных принципов бухгалтерского учета в целях предоставления пользователям отчетности информации о фактическом имущественном и финансовом положении деятельности концерна. Применительно к консолидированной отчетности наиболее важными являются международные стандарты: 03 «Объединение бизнеса», 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании», 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», 14 «Сегментная отчетность», 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».
Одним из важнейших стандартов в данной области является стандарт МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», в котором рассматриваются вопросы составления и представления финансовых отчетов для группы компаний, находящихся под контролем головной компании. Консолидированные финансовые отчеты объединенных компаний разрабатываются в целях удовлетворения потребностей пользователей в информации о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности таких компаний. В стандарте даны определения основных показателей, используемых в содержательной части. К таким понятиям могут быть отнесены:
материнская компания (parent), которая является таковой, если имеет одно или более дочерних предприятий;
дочернее предприятие (subsidiary), которое является таковым, если находится под контролем материнской компании;
группа (group)- материнская компания и все ее дочерние предприятия;
контроль (control) – способность проводить финансовую и коммерческую политику с целью получения выгоды;
консолидированная финансовая отчетность (Consolidated Financial Statement) - финансовая отчетность группы, представленная как отчетность одной компании;
доля меньшинства (manority interest) – доля итогов производственной деятельности и нетто-активов дочернего предприятия, которой материнская компания не владеет ни прямо, ни косвенно. Это доля составляет менее 50 % акций;
Консолидированная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах. Информация о дочерней компании не включается в консолидированный отчет в тех случаях, когда
· ожидается, что контроль будет временным, так как дочерняя компания была приобретена в целях ее последующей перепродажи в ближайшем будущем;
· дочерняя компания работает в условиях строгих долгосрочных ограничений, значительно снижающих ее возможность передавать средства материнской компании. (13. С 13-15., 6. С. 28 – 30.)
При составлении консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами должны соблюдаться следующие принципы (требования):
· принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы и доходы консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей;
· принцип собственного капитала. Собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий;
· принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной форме. Она должна давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое;
· принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности;
· принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании;
· единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены по всей полноте, оценены по единой методике, применяемой материнской компанией;
· единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности. (4. С. 228 - 229.)
Консолидированная финансовая отчетность должна содержать список крупных дочерних компаний, включая их названия, страну регистрации или нахождения, распределение долей капитала либо пакетов акций с правом голова. В этих отчетах должны быть отражены причины, по которым дочерняя компания не консолидируется, характер взаимоотношений между материнской и дочерними компаниями, если материнская компания прямо или косвенно не владеет более чем половиной (50%) голосов дочерней компании, а также названия компаний, в которых материнская компания владеет более чем 50 % голосов, но из-за отсутствия контроля они не являются дочерними компаниями. В отдельных разделах финансовых отчетов материнской компании должно быть описание метода учета, применяемого дочерней компанией, если он отличается по методологии от учета в материнской компании. (13. С. 15.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20