Рефераты. Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов

 

* Курс 1994 г.

Примечание: для сравнения суммарный ВНП для всех стран планеты соста­вил в 1996 г. около 18 000 млрд долл. США.

Источник: Глазырина И. П. Природный капитал в экономике переходного периода. — М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2001. — С. 159.

Затратно-ресурсный подход. В этом подходе при определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования. Данная концепция имеет то достоин­ство, что социально-экономическая оценка природного ресурса, по­лученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи недостатки первых двух подходов.

Воспроизводственный подход. Данный подход является сравни­тельно новым, поскольку связан с обострением экологической об­становки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на опре­деленной территории и состояние окружающей среды, приближен­ное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в преж­нем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве, либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом не ухудшения каче­ства окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность за­трат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам при­родных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде ре­гионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.

Следует отметить, что с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничивается (применительно к за­дачам сохранения биоразнообразия — в основном редкими и исче­зающими видами и особо охраняемыми территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее при­емлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биоло­гические объекты. По оценкам, стоимость охотничьих ресурсов Московской области составляет порядка 31 млн долл. США или 7,4 долл./га. Аналогично по условным затратам на воспроизводство определяется стоимость органических веществ определенной экоси­стемы, фаунистических ресурсов. Так, к примеру, по экспертным оценкам стоимость фаунистических ресурсов Московской области составляет 131 долл./га, а восстановительная стоимость животного мира — 375 долл./га. Таким образом, общая эколого-экономическая оценка ресурсов животного мира в данном регионе составляет 1572 млн долл. США. Данные расчеты выполнялись в 1995—1996 гг. в рамках проекта Глобального экологического фонда «Сохранение биологического разнообразия России».

Подход на основе такс возмещения ущерба. Данный подход явля­ется разновидностью перечисленных выше подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов (преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс (нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы, нарушением природоохранных норм и правил, законо­дательства в области охраны окружающей среды и т. д.

Достаточно достоверные данные о стоимостных оценках биоло­гических природных ресурсов могут быть получены на основе такс для исчисления взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, т. е. на основе прямого ущерба ресурсам.

Подход по оценке биопродукции на основе метода анкетного опро­са населения. По оценкам, стоимость ежегодно извлекаемой био­продукции (рыболовство, сбор грибов, дикорастущих плодов и ягод) составляет в Московской области 234 млн долл. США.

Кроме того, при экономической оценке природных ресурсов мо­гут использоваться и другие подходы, например, по оценке ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по резуль­татам аукционов, торгов; на основе готовности населения платить за пользование (рекреационные цели, повышение образования и эколо­гической культуры и т. п.) определенными природными ресурсами и территорией и др. Последний подход получил достаточно широкое развитие в последнее время за рубежом в связи с рекреационным использованием территорий природных национальных парков.

Кадастровый подход. Данный подход к оценке природных ре­сурсов базируется на совокупности информации о конкретном виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запа­сов), возраста, качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей (индикаторов). Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные ресурсы, напри­мер, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от 1 до 100). По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению, использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов. Кадастровый метод обеспечи­вает более детализированную оценку природных ресурсов по срав­нению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть использован в совокупности с каждым из них.

Рентный подход. Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для мно­гих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет вне­дрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная рента является основой экономических отношений в сфере природо­пользования. Это обусловлено тем обстоятельством, что переход к ры­ночным условиям хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания системы природопользования, ос­нованной на налогообложении недвижимости. В основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важ­нейшим источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в террито­риальном разрезе. Это обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории дифференциальной ренты.

В последнее время получили развитие оценки природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (уг­леродный кредит). Последний подход может найти реальное приме­нение при регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении выбросами парниковых газов на основе тор­говли правами на загрязнение. В данном случае как раз и использу­ется экономическая интерпретация понятия «ассимиляционный по­тенциал окружающей среды».

Торговля квотами на выбросы загрязняющих веществ в окру­жающую среду относится к числу перспективных экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на уровне фирм и предприятий, данный механизм управления при­родопользования в настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Особую актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению кли­мата в г. Киото (декабрь 1997), где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обяза­тельствах по ограничению и сокращению объема техногенных вы­бросов парниковых газов (основу которых составляют углекислый газ, метан, азотные соединения).

Суть данного подхода состоит в следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уров­ня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмо­сферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%. По прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет выбирать свои квоты, и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная возможность торговли неисполь­зованными квотами на выбросы парниковых газов в размере 250 млн т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Прода­вая квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеп­лением климата, странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам Бюро экономического анализа при Минэкономразвития России, может возрасти до 14,7—22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с не­обходимостью технологического перевооружения производства, сле­дования мировым стандартам энергоэффективности, принципам ус­тойчивого ведения лесного хозяйства.

В таблице 1.2 показаны количественные ограничения выбросов парниковых газов для отдельных стран, определенные Киотским протоколом.                                                                                     Таблица 1.2

Количественные ограничения выбросов парниковых газов, определенных Киотским протоколом для индустриально развитых и развивающихся стран

 

п/п

Страна

 

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %

п/п

Страна

 

Изменение выбросов парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %

1

2

 

3

4

5

6

7

8

9

10

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Австралия

Австрия

 

Бельгия Болгария

Великобритания

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Европейское сообщество

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Канада

Латвия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Монако

108

92

 

92

92

92

94

92

92

92

92

 

92

110

92

92

94

92

92

92

92

92

21

22

 

23

24

25

26

27

28

29

30

 

31

32

33

34

35

36

37

38

39

 

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Польша

Португалия России

Румыния

Словакия

Словения

США

 

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швейцария

Швеция

Эстония

Япония

 

92

100

 

101

94

92

100

92

92

92

93

 

100

92

92

95

92

92

92

92

04

     Отметим, что Киотский протокол подписала 84 страны, в том числе и Россия.

По оценкам Центра подготовки и реализации проектов техниче­ского содействия (ЦПРП), суммарный выброс парниковых газов в России (по всем контролируемым Киотским протоколам газам: дву­окиси углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродам, перфтор-углеродам и гексафториду серы) в базовом 1990 г. составил 3064 млн т (с учетом лесохозяйственной деятельности).

В настоящее время доля России в общем возможном выбросе по соглашению стран составляет: 17,4%, доля США — 36%, Японии — 9%, Германии — 7% и Великобритании — 4%. Предполагается, что основные трудности с распределением квот коснутся Японии, где ука­занные выбросы превышают норму на 10%. Таким образом, по мне­нию экспертов, в случае вступления в силу Киотского протокола эта страна может стать основным покупателем российских квот. Кроме Японии в числе потенциальных покупателей российских прав на за­грязнение воздуха могут оказаться Канада и некоторые страны ЕС.

Значительный опыт по изучению и использованию природо­охранных функций лесопромышленного подкомплекса АПК по смягчению антропогенных климатических изменений накоплен, в частности, в Саратовской области. В данном регионе выполнены обоснования и ведутся практические работы по созданию новых углеродоемких лесов, а также по развитию принципов товарного углеродного кредита, который представляет собой количество дву­окиси углерода, депонированного в среднем за год на определенной территории.

В Экологической доктрине Российской Федерации (2002) в ка­честве одного из главных экономических и финансовых механизмов по обеспечению рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды предусмотрено включение в экономические пока­затели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений.


ВЫВОД

 

Экономическая оценка  природных ресурсов (объектов)  определяет в стоимостном  выражении их ценности в фиксированных  социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях  на хозяйственную и иную деятельность.

Экономическая  оценка  природных  ресурсов является составной частью  экономических активов страны. Не относятся к экономическим  активам  те природные ресурсы, которые  не могут  быть собственностью, в том числе  государственной, например, океаны. Не  относятся к  экономическим активам  отдельные, недоступные  природные ресурсы, которые  по этим  причинам  не включены  и в ближайшее время не могут  быть  вовлечены  в хозяйственный оборот.

Экономическая  оценка  природных ресурсов  достигает целей:

     *эффективного управления  природными  ресурсами;

*учета стоимости  природных  ресурсов  в составе  экономических активов  страны;

*обоснования  стратегий, долгосрочных и среднесрочных  планов  социально экономического развития  Российской  Федерации и ее  субъектов;

* включения  показателей  экономической оценки  природных ресурсов  в систему  социально-экономических отношений  в обществе;

* решения  всего  комплекса  вопросов, связанных  с рациональным  использованием  природных ресурсов.

 

 Конечно  методы экономической оценки  природных ресурсов  надо совершенствовать  и эффективнее применять, поскольку это в дальнейшем приведет к более

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.