Рефераты. Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов

Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов

ВВЕДЕНИЕ

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба,

а весь земной шар, вся природа.

А.П.Чехов « крыжовник», 1898г.

Рациональное использование природно-ресурсного потенциала тесно связано с выявлением и формированием определенных приемов, позво­ляющих осуществлять экономическую оценку, природоохранных мероп­риятий и различных территориально-производственных комплексов. Со­держательная сущность экономической оценки сводится к установлению экономического эффекта, выраженного в денежной форме в ходе функ­ционирования и дальнейшей эксплуатации всего природно-ресурсного комплекса. Основой этой оценки является учет и оценка становления и развития природно-ресурсного потенциала и объекта в результате их дли­тельной работы. Важными условиями осуществления экономической оцен­ки являются не только единая методологическая основа, но и фактичес­кий результат рационального использования природных ресурсов, а так­же учет всех временных факторов в период осуществления оценочных операций.

Зарубежная и отечественная практика в период рыночных отношений столкнулась с огромными сложностями методологического характера, связанными с экономической оценкой природоохранных мероприятий. Хотя по разным районам страны систематически проводятся оценочные работы, в этом плане в них постоянно наблюдаются значительные мето­дологические диспропорции.

Важной проблемой при этом является установление конкретного объек­та экономической оценки, в качестве которого, по нашему мнению, дол­жен быть представлен географический комплекс землепользования, со­четающий в себе концентрацию различных видов природных ресурсов с учетом административно-территориальных и хозяйственных комплексов.

При оценке пространственного комплекса последовательно ведется определение базовых оценок отдельных видов природных ресурсов, на основе которых осуществляются конкретные группировки по отдельным элементам: агроклиматическому, гидрометеорологическому, ландшафт­ному, эколого-экономическому и т.д. На основе отдельных ее результатов может быть осуществлено и природно-хозяйственное районирование. Сфор­мировавшиеся таким образом экономические оценки как по отдельным, так и по совокупным природным ресурсам могут быть положены в основу формирования целой системы цен и ценообразования за отдельные виды природных ресурсов и всего географического комплекса предприятий и организаций, пользующихся земельными ресурсами.

Важную значимость сейчас приобретают проблемы формирования об­щей индивидуальной стоимости в географическом плане как отдельных природных ресурсов, так и ресурсов, непосредственно функционирую­щих в рамках территориально-производственных комплексов. Во всех без исключения случаях стоимостная оценка природных ресурсов непосред­ственно связана с единичными природными ресурсами и объектами при­родопользования, в качестве которых нами рассматриваются конкретные виды полезных ископаемых, однородные по качеству и условиям функ­ционирования, а также качественно однородные земли городского и сель­скохозяйственного назначения. Особый смысл приобретает формулиров­ка важного компонента понятийно-терминологического аппарата, в ка­честве которого выступает так называемый объект природопользования. В общепринятом плане он представляет собой географически локализован­ный комплекс или довольно сложное пространственное сочетание, воп­лощающее в себе многочисленные элементы единичных природных ре­сурсов и предпосылок окружающей среды. В общепринятом понимании, опираясь на опыт зарубежных стран, следует отметить, что объект приро­допользования является глобальной категорией, предусматривающей со­вокупное взаимозависимое рациональное использование природно-ресурсного потенциала и всех имеющихся предпосылок при данном уровне функционирования промышленных предприятий и свойственных им тех­нологий. При этом важной особенностью функционирования этой кате­гории является так называемая более или менее относительная однород­ность природно-хозяйственного механизма, специализация экономики, высокого уровня технической обеспеченности и формирования надежных материальных и трудовых условий. Эта довольно сложная экономическая категория является необходимой таксономической структурой, непосред­ственно согласующейся с содержательной сущностью территориальных формирований в области природных ресурсов. Иначе говоря, это глобаль­ный источник ресурсообеспечения, расселенный на вполне определен­ной территории и учитывающий совокупность воздействующих современ­ных и перспективных факторов, способных эффективно влиять на рацио­нальное использование всего природно-ресурсного потенциала террито­рии.


1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОВЛЕКАЕМЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ

Разработка и реализация государственной стратегии устойчивого развития России в качестве одного из важнейших направлений предполагает социально-экономическую оценку природных ресур­сов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе национального богатства страны. В широком понимании нацио­нальное богатство — важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны. Ди­намика этого показателя определяет уровень эффективности народ­ного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка категории «национальное богатство» включает: недвижи­мое и движимое имущество (основной и оборотный капитал, иму­щество домашних хозяйств), природные блага (месторождения по­лезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство). В свою оче­редь полнота структуры богатства предопределяется целью прово­димой его оценки и ролью той или иной его составляющей.


1.2 Методические основы оценки природных ресурсов

Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на из­мерении стоимости любых элементов богатства с позиций их по­лезности. Относительно оценки «природной составляющей» нацио­нального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализиро­ванной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал.

Осознание необходимости экономической (стоимостной) оцен­ки природных ресурсов и одновременно с этим практические рабо­ты по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих про­блем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использова­ния, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ре­сурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и эколо­гических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:

§     определения стоимости природных ресурсов;

§     выбора     оптимальных     параметров     их     эксплуатации

(использования);

§     определения экономической эффективности инвестиций в

природно-ресурсный комплекс;

§     определения убытков от нерационального и не комплексного

использования природных ресурсов;

§     отражения оценки доли природных ресурсов в структуре

национального богатства;

§     установления платежей и акцизов за пользование природ­ными ресурсами;

§     определения залоговой стоимости природных объектов и

ресурсов;

§     прогнозирования и планирования использования природных

ресурсов;

§     определения величины  компенсационных платежей,  свя­занных с выбытием или изменением целевого назначения природ­ных ресурсов;

§     решения других задач, связанных с рациональным исполь­зованием природных ресурсов.

С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть

направлена на:

1) экономическую  реализацию   полномочий  государства   как

собственника природных ресурсов;

2) обеспечение совершенствования методов оценки эффектив­ности инвестиционных программ и проектов в сфере природополь­зования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса при­ватизации;

3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в
том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природ­ных ресурсов;

4) создание рынка экологического страхования и экологическо­го аудита в сфере природопользования;

5) создание механизма предоставления лицензий на природо­пользование на платной и конкурсной основе.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: соз­дать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природ­ных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систе­му платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.