Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба,
а весь земной шар, вся природа.
А.П.Чехов « крыжовник», 1898г.
Рациональное использование природно-ресурсного потенциала тесно связано с выявлением и формированием определенных приемов, позволяющих осуществлять экономическую оценку, природоохранных мероприятий и различных территориально-производственных комплексов. Содержательная сущность экономической оценки сводится к установлению экономического эффекта, выраженного в денежной форме в ходе функционирования и дальнейшей эксплуатации всего природно-ресурсного комплекса. Основой этой оценки является учет и оценка становления и развития природно-ресурсного потенциала и объекта в результате их длительной работы. Важными условиями осуществления экономической оценки являются не только единая методологическая основа, но и фактический результат рационального использования природных ресурсов, а также учет всех временных факторов в период осуществления оценочных операций.
Зарубежная и отечественная практика в период рыночных отношений столкнулась с огромными сложностями методологического характера, связанными с экономической оценкой природоохранных мероприятий. Хотя по разным районам страны систематически проводятся оценочные работы, в этом плане в них постоянно наблюдаются значительные методологические диспропорции.
Важной проблемой при этом является установление конкретного объекта экономической оценки, в качестве которого, по нашему мнению, должен быть представлен географический комплекс землепользования, сочетающий в себе концентрацию различных видов природных ресурсов с учетом административно-территориальных и хозяйственных комплексов.
При оценке пространственного комплекса последовательно ведется определение базовых оценок отдельных видов природных ресурсов, на основе которых осуществляются конкретные группировки по отдельным элементам: агроклиматическому, гидрометеорологическому, ландшафтному, эколого-экономическому и т.д. На основе отдельных ее результатов может быть осуществлено и природно-хозяйственное районирование. Сформировавшиеся таким образом экономические оценки как по отдельным, так и по совокупным природным ресурсам могут быть положены в основу формирования целой системы цен и ценообразования за отдельные виды природных ресурсов и всего географического комплекса предприятий и организаций, пользующихся земельными ресурсами.
Важную значимость сейчас приобретают проблемы формирования общей индивидуальной стоимости в географическом плане как отдельных природных ресурсов, так и ресурсов, непосредственно функционирующих в рамках территориально-производственных комплексов. Во всех без исключения случаях стоимостная оценка природных ресурсов непосредственно связана с единичными природными ресурсами и объектами природопользования, в качестве которых нами рассматриваются конкретные виды полезных ископаемых, однородные по качеству и условиям функционирования, а также качественно однородные земли городского и сельскохозяйственного назначения. Особый смысл приобретает формулировка важного компонента понятийно-терминологического аппарата, в качестве которого выступает так называемый объект природопользования. В общепринятом плане он представляет собой географически локализованный комплекс или довольно сложное пространственное сочетание, воплощающее в себе многочисленные элементы единичных природных ресурсов и предпосылок окружающей среды. В общепринятом понимании, опираясь на опыт зарубежных стран, следует отметить, что объект природопользования является глобальной категорией, предусматривающей совокупное взаимозависимое рациональное использование природно-ресурсного потенциала и всех имеющихся предпосылок при данном уровне функционирования промышленных предприятий и свойственных им технологий. При этом важной особенностью функционирования этой категории является так называемая более или менее относительная однородность природно-хозяйственного механизма, специализация экономики, высокого уровня технической обеспеченности и формирования надежных материальных и трудовых условий. Эта довольно сложная экономическая категория является необходимой таксономической структурой, непосредственно согласующейся с содержательной сущностью территориальных формирований в области природных ресурсов. Иначе говоря, это глобальный источник ресурсообеспечения, расселенный на вполне определенной территории и учитывающий совокупность воздействующих современных и перспективных факторов, способных эффективно влиять на рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала территории.
Разработка и реализация государственной стратегии устойчивого развития России в качестве одного из важнейших направлений предполагает социально-экономическую оценку природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе национального богатства страны. В широком понимании национальное богатство — важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны. Динамика этого показателя определяет уровень эффективности народного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка категории «национальное богатство» включает: недвижимое и движимое имущество (основной и оборотный капитал, имущество домашних хозяйств), природные блага (месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство). В свою очередь полнота структуры богатства предопределяется целью проводимой его оценки и ролью той или иной его составляющей.
Методология оценки национального богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может базироваться на измерении стоимости любых элементов богатства с позиций их полезности. Относительно оценки «природной составляющей» национального богатства вопрос до последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть оценены по их совокупной капитализированной отдаче, рассматривая их как производственный потенциал.
Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
§ определения стоимости природных ресурсов;
§ выбора оптимальных параметров их эксплуатации
(использования);
§ определения экономической эффективности инвестиций в
природно-ресурсный комплекс;
§ определения убытков от нерационального и не комплексного
использования природных ресурсов;
§ отражения оценки доли природных ресурсов в структуре
национального богатства;
§ установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
§ определения залоговой стоимости природных объектов и
ресурсов;
§ прогнозирования и планирования использования природных
§ определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;
§ решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
С учетом анализа и обобщения имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего, должна быть
направлена на:
1) экономическую реализацию полномочий государства как
собственника природных ресурсов;
2) обеспечение совершенствования методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;
3) формирование рынка экологических товаров, работ и услуг, в том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;
4) создание рынка экологического страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
5) создание механизма предоставления лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.
Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4