Рефераты. Методика описания бизнес-процессов коммерческого Банка

Приведем основные этапы проекта описания бизнес-процессов банка и дадим их детальное описание. Данные этапы были многократно апробированы автором в проектах и успешно применяются при описании бизнес-процессов «МТИ-Банка». Схематичное изображение этапов приведено на Рис. 2.

Рис. 2. Методика описания банковских бизнес-процессов


1. Определений целей и задач описания бизнес-процессов, основных требований.

Данный этап выполняется топ-менеджерами банка, которые заинтересованы в описании (структуризации) бизнес-процессов, осознают важность проекта и будут принимать активное участие в его реализации.

Результат этапа: документ, с зафиксированными целями, задачами и требованиям к описанию бизнес-процессов.


2. Создание рабочей группы по описанию бизнес-процессов.

Рабочая группа может состоять из сотрудников банка, либо из внешних консультантов. Оба данных варианта были описаны выше. Обязательно должен быть назначен единоличный руководитель рабочей группы и его заместители.

Результат этапа: перечень компетентных сотрудников с закрепленными за ними обязанностями по описанию бизнес-процессов, соответствующие приказы и распоряжения по банку.


3. Разработка соглашения по бизнес-моделированию, выбор и приобретение программного продукта бизнес-моделирования.

Прежде чем приступить к реализации любого проекта по описанию бизнес-процессов следует определиться с методическим и технологическим обеспечением проекта.

Под технологическим обеспечением в данном случае понимаются программные продукты бизнес-моделирования, которым был посвящен один из предыдущих разделов. Важно не только правильно выбрать программный продукт, но и правильно его установить на рабочие компьютеры, изучить методическую документацию и руководства.

Соглашение по бизнес-моделированию – это документ, в котором фиксируются следующие положения.

- Общие положения.

- Глоссарий проекта.

- Архитектура разрабатываемых бизнес-моделей в рамках проекта и их взаимосвязи, структура базы данных (моделей) проекта.

- Выбранная методика описания бизнес-процессов с детальными пояснениями к ее объектам, методам, правилам и т.п. Как правило, методика привязывается к конкретному программному продукту бизнес-моделирования. Примеры соглашений можно найти в открытом доступе в сети Интернет, либо в соответствующих приложениях к программным продуктам.

- Роли (участники) проекта, их функции, права и ответственность, конкретные исполнители среди штатных должностей банка. Теме исполнителей посвящен один из предыдущих разделов.

- Другие правила, опыт и инструкции по описанию бизнес-процессов.

Соглашение по бизнес-моделированию может обновляться и дополняться по ходу проекта. Чем подробнее и качественнее данное соглашение будет написано изначально, тем меньше будет возникать ошибок и несогласованности по ходу проекта.

Результат этапа: соглашение по бизнес-моделированию банка, выбранный, приобретенный и установленный программный продукт бизнес-моделирования.


4. Определение владельцев процессов и дерева процессов.

Владелец процесса – это тот сотрудник, кто выполняет основную (самую большую, важную) часть работ в бизнес-процессе и отвечает за результат всего процесса.

Владельцами бизнес-процессов в банке, как правило, выступают начальники управлений, начальники отделов, главные специалисты. Следует провести интервью с данными сотрудниками, а также с топ-менеджерами. В результате интервью разработать дерево бизнес-процессов банка по каждому владельцу до 3-го уровня. Для каждого бизнес-процесса выяснить его сложность. Далее сделать синтез деревьев бизнес-процессов в единое дерево бизнес-процессов банка.

Приведем пример формирования дерева бизнес-процессов банка на примере «МТИ-Банка».

На верхнем уровне обычно выделяют следующие группы бизнес-процессов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Дерево бизнес-процессов Банка


Бизнес-процессы основные – те, которые приносят банку прибыль.

1. Обслуживание физических лиц

2. Обслуживание юридических лиц.

3. Работа на финансовых и межбанковских рынках.

Бизнес-процессы обеспечивающие – вспомогательные процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность банка, но не приносят прибыль.

4. Административно-хозяйственное обеспечение.

5. Обеспечение безопасности.

6. Юридическое обеспечение.

7. ИТ-обеспечение и связь.

8. Внутренний контроль.

9. Бухгалтерский учет и отчетность.

10. и другие (более 10)

Бизнес-процессы управления – вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью банка и основными объектами.

11. Стратегическое управление.

12. Управление маркетингом.

13. Управление рисками.

14. Управление персоналом.

15. Управление бизнес-процессами и развитием.

16. Региональное управление.

17. и другие (более 10)

Существуют типовые деревья процессов до 10 уровня детализации, которые схожи для большинства коммерческих банков.

В данном дереве нас интересует группа бизнес-процессов «1.2. Обслуживание юридических лиц». В данной группе выделяются бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка для юридических лиц. Это все бизнес-процессы 1-го уровня.

2. Обслуживание юридических лиц

2.1. Расчетно-кассовое обслуживание.

2.2. Банковские карты.

2.3. Кредитование.

2.4. Привлечение депозитов.

2.5. Внешнеэкономическая деятельность.

2.6. Инкассация

2.7. Удаленное управление счетом

2.8. и другие (более 20)

Важное замечание. Следует разделять понятия «группа бизнес-процессов» от «уровень бизнес-процесса». Когда мы группируем несколько бизнес-процессов по определенному признаку, мы не создаем новый уровень для бизнес-процесса. Групп бизнес-процессов может быть сколько угодно (они делаются для удобства аналитиков и сотрудников банка), а уровней бизнес-процессов желательно делать не более 3-5. Возникает вопрос «как определить уровень бизнес-процесса». «МТИ-Банк» применяет следующий подход для разбиения бизнес-процессов по уровням.

1-й уровень. Бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка. Кодовое название элемента уровня: бизнес-процесс.

Пример.

Бизнес-процесс «2.3. Кредитование» - это бизнес-процесс 1-го уровня и также представляет собой дерево.

2-й уровень. Подпроцессы, которые являются ключевыми составляющими бизнес-процесса 1-го уровня. Кодовое название элемента уровня: подпроцесс.

Пример.

2.3. Кредитование

2.3.1. Кредит

2.3.1.1. Оформление и выдача кредита

2.3.1.2. Погашение кредита

2.3.2 Возобновляемая кредитная линия

2.3.3 Невозобновляемая кредитная линия

3-й уровень. Процедуры – последовательность процедур с промежуточным результатом.

Кодовое название элемента уровня: процедура.

2.3.1.1. Оформление и выдача кредита

2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки

2.3.1.1.2. Проверка заемщика

2.3.1.1.3. Выдача кредита

2.3.1.1.4. Формирование резерва

4-й уровень. Действия – узкоспециализированные функции нижнего уровня, из которых состоят процедуры.

2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки

2.3.1.1.1.1. Провести интервью с клиентом

2.3.1.1.1.2. Получить минимальный комплект документов от клиента

2.3.1.1.1.3. Оказать содействие клиенту в оформлении заявки

2.3.1.1.1.4. Провести предварительную проверку документов

2.3.1.1.1.5. и так далее…

Результат этапа: дерево бизнес-процессов Банка (до 3-го уровня детализации), матрица распределения ответственности верхнего уровня.


5. Разработка плана проекта по описанию бизнес-процессов.

План проекта разрабатывается на основе дерева бизнес-процессов и информации о сложности бизнес-процессов. В зависимости от сложности и объемности бизнес-процесс 1-го уровня может описываться от 1 недели до 1 месяца. Следует понимать, что описание бизнес-процессов делается не ради описания и регламентов, а ради того, чтобы регламенты работали, и проект не был бесконечным. Поэтому проект должен выполняться по возможности в сжатые и разумные сроки. В плане проекта определяются контрольные точки (например, по завершению описания каждого процесса) и определяется общая длительность проекта. Разработку и контроль реализации плана проекта рекомендуется выполнять в специализированных программных продуктах управления проектами. Для всех случаев задержки реализации проекта следует выявлять причины и своевременно проводить корректирующие мероприятия.

Результат этапа: план проекта по описанию бизнес-процессов.


6. Детальное описание бизнес-процесса

Данный этап самый длительный, поскольку именно на нем делаются основные работы.

Выделим следующие подэтапы данного этапа.

6.1. Выбрать бизнес-процесс 1-го уровня для детального описания.

Для примера возьмем бизнес-процесс «2.3. Кредитование».

Результат подэтапа: выбранный бизнес-процесс.

6.2. Составить окружение бизнес-процесса

Следует заранее запросить у владельца бизнес-процесса следующую информацию:

- участники процесса;

- нормативные и регламентирующие документы;

- все формы документов, входы-выходы бизнес-процесса;

- что и как автоматизировано в бизнес-процессе.

Для сбора информации возможно анкетирование владельца и исполнителей бизнес-процесса.

Пример.

Для выбранного бизнес-процесса имеем следующую информацию:

- участники процесса: кредитный отдел, операционный отдел, главный бухгалтер, юридический отдел, отдел по работе с корпоративными клиентами, служба экономической безопасности;

- нормативные и регламентирующие документы: положение о кредитных рисках, методика финансово-экономического анализа, положение о кредитном комитете, положение Банка России № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» и т.д.;

- формы документов: заявка на кредитный продукт, анкета заемщика, анкета поручителя, профессиональное суждение кредитного отдела, договора, распоряжения и т.д.

Результат этапа: документ с зафиксированным окружением бизнес-процесса.

6.3. Составить рабочую группу по описанию бизнес-процесса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.