|
||
Нижний уровень компетентности |
Управление многообразной рабочей силой Управление конфликтами Влияние и ведение переговоров Формирование команды |
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы; Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере; Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса; |
Основы компетенции |
Устные коммуникации Письменные коммуникации Решение проблем Лидерство Навыки межличностных отношений Самоуправление Гибкость Решительность Техническая компетентность |
Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп; Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений; Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем; Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими; Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей; Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем; Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами; Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях; Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности. |
Анализ таблицы 1 показывает, что для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.
Модель лидерства унифицирует основные требования к руководителям различных уровней. Это, в свою очередь, позволяет:
· создавать систему отбора новых работников, ориентированную на развитие требуемых качеств и знаний;
· проводить оценку персонала в соответствии с выбранными стандартами.
Эта системная модель была увязана с ситуационной моделью деятельности руководителя, получившей название «Ядро квалификации руководителей». Она ориентирована на деятельность руководителей высшего звена. Модель, ставит в соответствие каждому направлению деятельности руководителя определенные деловые качества. Связь ситуаций и качеств в таблице 2 выделена темным цветом.
Таблица 2. «Основы эффективного лидерства» и «Ядро квалификации руководителей»
Направление деятельности
Качества и
сферы компетентнос-ти
Стратегичес-
кое видение
Управление человеческими ресурсами
Развитие и оценка персонала
Планирование и управление ресурсами
Представле-ние интересов организации и взаимодейст-вие
Управление конфликтами
Творческое мышление
Ориентация на потребителя
Решительность
Осведомленность о внешней обстановке
Финансовое управление
Гибкость
Управление человеческими ресурсами
Влияние и ведение переговоров
Навыки межличностных отношений
Лидерство
Управленческий контроль и интеграция
Управление многообразной рабочей силой
Устные коммуникации
Планирование и оценка
Решение проблем
Самоуправление
Формирование команды
Техническая компетентность
Управление технологиями
Общее видение
Письменные коммуникации
Из таблицы 2 видно, что в ядро квалификации высших руководителей входят:
· стратегическое видение;
· управление человеческими ресурсами;
· развитие и оценка программ;
· планирование и управление ресурсами;
· представление интересов организации и взаимодействие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Работа менеджера персонала связана со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика. Управляющий должен разбираться в людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми. Каждый человек уникален и, понимая мотивы поведения конкретного работника либо кандидата, трезво оценивая его способности и потенциал, можно применять его наиболее эффективно. Люди, занимающиеся набором персонала на свое предприятие, не только не знают о методах набора и других видах работы с персоналом, но и зачастую их подводит единственное, что у них есть – интуиция. Вследствие такой непрофессиональной работы с персоналом, фирма может нести необратимые потери и убытки. Многие люди, не оцененные по достоинству, уходят из организации, а люди без малейшего представления о целях организации работают за зарплату, а не за идею фирмы.
Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности.
Итак, в число наиболее важных способностей менеджера, понимаемых как: сочетание знаний, поведения и опыта, входят умения реализовать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001 г.
2. Блейк Р.Р, Мутон Дж.С., Научные методы управления, Киев, 1990.
3. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 1994.
4. Веснин В. Основы менеджмента. М., 1996.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., МГУ, 1995.
6. Вудкок М., Фрэнсис Д. "Раскрепощенный менеджер", 1998.
7. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М.: Дело, 1993.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. М-1994. Издательское объединение "Юнити"
9. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.1996.
10. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М. 1996.
11. Егоршин А.П.. Управление персоналом. Нижний Новгород. 1999 г.
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн: БГЭУ, 1996
13. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 1996.
14. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент. М.1995
15. Лобанов В. США: Модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления. N1, 1996.
16. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 1995.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. изд. «Дело» - 1998 г.
18. Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем в США. М.: Сов. pадио, 1969.
19. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. Киев, 1990.
20. Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер ХХI века. Кто он.//Менеджмент в России и за рубежом. № 4. 1998.
21. Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л. Менеджмент и самоменджмент в системе рыночных отношений. М., 1996.
22. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. "Автор" 1993.
23. Френсис Д., Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. М.1994.
24. Ципкин Ю.А.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» - 2001.
25. Щекин Г.В. Управление бизнесом. 1994.
26. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1995.
27. Журнал-книга "Предприниматель", 3.1999.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.