Рефераты. Методика аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

              Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте. Не стоит сбрасывать со счетов и людей как у нас говорят «пенсионного возраста». Подтверждением этого может послужить пример карьеры Ко­но­скэ Ма­цу­си­ты, главы фирмы “Ма­цу­си­та дэн­ки”. Его тру­до­вая дея­тель­ность на­ча­лась в не­боль­шой ве­ло­си­пед­ной мас­тер­ской, где он ра­бо­тал уче­ни­ком мас­те­ра на ми­зер­ную пла­ту. Ма­цу­си­та про­ник­ся не­под­дель­ной лю­бо­вью к изо­бре­та­тель­ст­ву и ре­шил от­крыть соб­ст­вен­ное де­ло. Вско­ре он вы­бро­сил на ры­нок свое пер­вое из­де­лие. Это бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ван­ная элек­три­че­ская ро­зет­ка, ко­то­рая ввин­чи­ва­лась в элек­тро­па­трон. Со­бы­тие это про­изош­ло в 1918 г., а че­рез де­сять лет элек­тро­тех­ни­че­ская ком­па­ния “Ма­цу­си­та дэн­ки” ста­ла за­да­вать тон в но­вой от­рас­ли япон­ской про­мыш­лен­но­сти.

            Япон­ская на­цио­наль­ная культура про­пи­та­на на­цио­на­ли­сти­че­ским ду­хом. В ней за­ло­же­ны идеи, побуждающие япон­цев осознать свою при­ча­ст­но­сть к об­ще­на­цио­наль­ным ин­те­ре­сам. Ис­то­ри­че­ски япон­цу вну­ша­ли мысль о том, что  в сво­ей  жиз­не­дея­тель­но­сти он дол­жен пре­ж­де все­го за­бо­тить­ся  о "на­пол­не­нии на­цио­наль­но­го со­су­да".

           Ма­цу­си­та  уме­ло вос­поль­зо­вал­ся этим мировоззрением  сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков и в раз­ра­бо­тан­ной им вос­пи­та­тель­ной сис­те­ме сде­лал ак­цент на про­па­ган­де пря­мой свя­зи ме­ж­ду про­цве­та­ни­ем фир­мы и про­цве­та­ни­ем ка­ж­до­го ра­бот­ни­ка и япон­ской на­ции  в  це­лом, что стало одним из важнейших источников успеха.

             В 1971 г. Ма­цу­си­та сло­жил с се­бя пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та и стал председателем со­ве­та ди­рек­то­ров. По­ это­му по­во­ду он пи­сал: “Ко­гда фир­ма об­го­ня­ет в рос­те сво­их ос­но­ва­те­лей, воз­ни­ка­ет опас­ность за­стоя. Имен­но это ста­ло те­перь ощущаться в сис­те­ме управ­ле­ния; все упо­ва­ют на сво­его во­ж­дя, и я по­чув­ст­во­вал, что де­ла по­шли не со­всем глад­ко. Нель­зя все вре­мя ожи­дать, что скажет ру­ко­во­ди­тель. Имен­но по это­му я ре­шил сло­жит с се­бя свои пол­но­мо­чия и пе­ре­дать браз­ды прав­ле­ния сво­ему пре­ем­ни­ку”.

            Од­на­ко в 1977г., в период оче­ред­ных за­труд­не­ний, он вновь вер­нул­ся к опе­ра­тив­но­му ру­ко­во­дству и пе­ре­та­со­вал высший эшелон управ­ле­ния фир­мой. Ма­цу­си­та окончательно уда­лил­ся от дел в возрасте 86 лет.

           Лучшим свидетельством успешной карьеры этого человека, вобравшего в себя большинство лучших качеств руководителя, и являющегося отличным примером для любого менеджера, может служить, по моему мнению фир­мен­ный  гим­н “Ма­цу­си­та дэн­ки”.  Ка­ж­дый  день  в во­семь  ча­сов  ут­ра его  по­ют  при­мер­но  200 тысяч ра­бот­ни­ков фирмы:

                         Объ­е­ди­ним на­ши си­лы и ра­зум,

                         Сде­ла­ем все во имя про­цве­та­ния про­из­вод­ст­ва.

                         Пусть на­ши то­ва­ры те­кут к на­ро­дам все­го ми­ра.

                         Пусть те­кут они бес­пре­рыв­но и веч­но,

                         Как во­да из не­скон­чае­мо­го фон­та­на.

                         Рас­ти, ин­ду­ст­рия, рас­ти, рас­ти!

                         Да здрав­ст­ву­ет гар­мо­ния и че­ст­ность!

                         Да здрав­ст­ву­ет "Ма­цу­си­та дэн­ки!"


 СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ

       Четыре ситуационные модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства:

1. Ситуационная модель руководства Фидлера

2. Подход Митчела и Хауса «путь-цель»

3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара

4. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. 

Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя [24, c. 46]. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия – это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

            Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации,  но предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

            Поход «путь-цель» Митчела и Хауса. Модель лидерства во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.

2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.

3. Направление усилий подчиненных на достижение цели.

4. Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.

5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Теория жизненного цикла. Херси и Бланшар разработали модель, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений, она аналогична предыдущим моделям тем, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства [15, c. 75].

Модель  «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:

·        создание гибкой и надежной системы найма;

·        преобразование квалификационной системы;

·        улучшение системы исполнения решений;

·        совершенствование системы обучения и развития служащих;

·        обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;

·        сокращение бумажных потоков;

·        формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический  уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (таблица 3). Приведенное здесь определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание [14, c. 136].

Таблица 1. Модель «Основы эффективного лидерства»

Руководители

Деловые качества

Определение качества

Высший уровень компетентности

Общее видение ситуации

Осведомленность о внешней обстановке

Развитие общего видения  в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений;

Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений.

Средний уровень компетентности

Творческое мышление

Планирование и оценка результатов

Ориентация на потребителей

Управленческий контроль и интеграция

Финансовое управление

Управление технологиями



Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у других;

Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.