Рефераты. Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Возможность учета отклонений от норм является одним из важных преимуществ нормативного метода. Своевременное выявление причин отклонений позволяет выявить резервы снижения себестоимости, оперативно принять управленческое решение, оптимизировать производственные затраты.

Если вся продукция полностью завершена производством и продана, все отклонения переносятся на счет 90-2 "Себестоимость продаж".

Если в конце периода выявлены значительные остатки по незавершенному производству, остатки готовой продукции на складе, то сумма всех отклонений должна быть распределена между незавершенным производством (счет 20) и запасами готовой продукции (счет 43) и себестоимостью проданной продукции (счет 90-2).

      Нормативный метод является наиболее прогрессивным. Он позволяет решать одновременно две задачи. Во-первых, обеспечивает оперативный контроль за производственными затратами путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных, а во-вторых, позволяет точно калькулировать себестоимость продукции.

Нормативный метод эффективен при обоснованном укрупнении объектов калькулирования, то есть при правильном формировании групп действительно однородных объектов. Нормативный метод не должен применяться при учете издержек в целом по подразделению или предприятию.



Методы полного учета затрат и директ-костинг.

При расчете себестоимости готовой продукции может использоваться калькулирование с включением всех затрат (absortpting costing) или только их части, то есть прямых затрат (direct costing). Основным различием этих методов является порядок распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.

Как уже говорилось, постоянные затраты не зависят напрямую от объема производства. Они являются неуправляемыми расходами, то есть независимо от того, какую продукцию выпускает предприятие и в каком количестве, эти расходы все равно будут существовать и величина их останется неизменной. Поэтому сторонники метода директ-костинг считают, что их не следует учитывать при расчете себестоимости единицы продукции.

Тем не менее метод учета полных затрат применяется, если необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой продукции, сформировать оптимальный товарный ассортимент или разработать ценовую политику. Тогда цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на планируемую рентабельность.

Применение метода директ-костинг оправдано, когда необходимо принять внутреннее управленческое решение, например, о выпуске или прекращении производства того или иного продукта.

Выбор одного из двух методов влияет на значение себестоимости продукции, а также на финансовую отчетность предприятия.

На приведенных схемах отражено движение затрат по счетам бухгалтерского учета при использовании методов учета полных затрат и директ-костинг.



Метод директ-костинг и маржинальный подход удобно использовать для принятия краткосрочных решений. Он предполагает оценку расходов, непосредственно связанных с производством и, как уже отмечалось, поддающихся контролю. Определение прямых издержек позволяет более рационально увязать производственную и сбытовую деятельность, так как дает ясное представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью. Кроме того, метод директ-костинг позволяет выявить взаимосвязь прибыли и объема реализации, так как не учитывает при этом влияние изменения запасов. В то время как при учете полных затрат на прибыль оказывают влияние и объем реализации, и объем производства.

Функциональный метод (ABC)


С развитием современного производства доля прямых расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям. Избежать этих ошибок позволяет применение функционального метода калькулирования себестоимости продукции (Activity Based Costing, ABC).

Функциональный метод получил свое распространение в 1980-х гг. Он был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом. В настоящее время его активно используют 10% крупных компаний в США, Великобритании, Европе и Австралии. Этот метод вызывает интерес и у российских предприятий, ориентированных на создание стратегических конкурентных преимуществ.

Функциональный метод основан на утверждении, что у предприятия имеется определенный объем ресурсов, который позволяет ему выполнять производственные функции. Эти ресурсы распределяются по функциям пропорционально драйверам затрат, то есть затратообразующим факторам. Издержки по каждой функции относят на объект калькулирования, в качестве которого могут выступать изделие, товар, услуга, клиент, заказ.

Преимущества функционального метода становятся очевидными, когда на одном предприятии производится широкий ассортимент продукции. Дело в том, что при производстве разнородной продукции потребуется гораздо больше временных и финансовых затрат на составление графиков производства, на наладку оборудования, контроль качества, осуществление заказов и доставку всех комплектующих от поставщика и со склада.

В этом случае к драйверам затрат относятся: количество наладок оборудования, количество комплектующих и материалов, число проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Зная причину возникновения определенных накладных расходов, можно обоснованно отнести их на себестоимость отдельного продукта. Поэтому для каждого вида накладных расходов необходимо, прежде всего, точно определить драйвер затрат.

Напомним, что традиционно за базу распределения накладных расходов принимается один параметр, например, прямые затраты труда или материалов.

Подход к распределению накладных расходов, предусмотренный функциональным методом, позволяет с большей точностью распределять накладные, а следовательно, объективней исчислять затраты на производство каждого вида продукции.

Сравним результаты, полученные при использовании традиционного метода распределения накладных расходов и функционального метода. Напомним, что традиционный подход обычно предполагает, что объем накладных расходов взаимосвязан с объемом производства, то есть с количеством прямых затрат труда или машино-часов. При этом используется общезаводская ставка накладных расходов.

Функциональный метод не является альтернативным методом по отношению к позаказному и попроцессному методам. Он представляет собой один из подходов определения затрат, составляющих себестоимость продукции, и может быть использован как при позаказном методе, так и при попроцессном.

Преимущество этого подхода при определении себестоимости заключается в достаточно большой точности расчетов. В себестоимости продукции учитываются все затраты - как прямые, так и косвенные. Причем проблема распределения накладных затрат по некорректно выбранной базе отсутствует. При использовании функционального метода нет необходимости разделять затраты на переменные и постоянные. Следовательно, все издержки предприятия становятся управляемыми.

Указанные преимущества позволяют использовать функциональный метод при долгосрочном планировании. Как говорилось выше, преимущества функционального метода становятся очевидными, когда он применяется в высокотехнологичных отраслях, а также на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции.

Тем не менее стоит указать на высокую трудоемкость и значительные затраты, связанные с внедрением этого метода.

















Практическая часть.

Сведения о предприятии

В курсовой работе рассматривается функционирование ООО “Диана” за первый квартал 2007 года. Общество с ограниченной ответственностью «Диана» – коммерческой организация, созданная в целях изготовления, реализации товара и извлечении прибыли.

Информация о предприятии:

Название предприятия: ООО “ Диана”

ИНН: 9976542314

КПП: 997654231

Юридический адрес:195220, пр. Непокоренных, 49

Тел/факс: 534-17-17

Банк: «Промстройбанк»

Расчетный  счет: 73987123097744511005

Корреспондентский счет: 45600098541273452281

БИК 991234967

Дата создания:

Фирма была зарегистрирована в  Регистрационной палате Мэрии  г. Санкт-Петербурга 27.01.2006, регистрационный номер -  № 51313.

Сфера деятельности и отраслевая принадлежность:

Основной сферой деятельности ООО " Диана " является производство мягкой мебели, а именно диванов и кресел.

Организационно-правовая форма:

ООО – общество с ограниченной ответственностью.

Уставный капитал: 1 000 000 руб. ( один миллион рублей).

Учредители ООО «Диана» по Учредительному договору:

  1. Шартух Вячеслав Владимирович (вносит 70 % уставного капитала, что составляет 700 000 руб. ( семьсот тысяч рублей).
  2. Давгайлов Кирилл Юрьевич ( вносит 30 % уставного капитала, что составляет 300 000 руб. ( триста тысяч рублей).


Приказ об учетной политике ООО «Диана»:

Утвердить учетную политику организации и применять ее с 01 января 2007 года во все последующие периоды, с внесением в установленном порядке необходимых изменений и дополнений. Учетная политика определяется следующими положениями:

  1. При выполнении обязанностей налогоплательщика ООО «Диана» руководствуется Налоговым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами по отдельным видам налогов и инструкциям к ним, а также в части региональных налогов – законами Санкт – Петербурга.
  2. Бухгалтерский учет ведет бухгалтерия, которая в своей деятельности руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными документами.
  3. Ведение бухгалтерского учета возложено на бухгалтера Ерохову П.А..
  4. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи с использованием стандартного Плана счетов  бухгалтерского учета.
  5. Организация  ведет бухгалтерский учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы.
  6. Бухгалтерский учет ведется в рублях.
  7. Организация ежеквартально формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета.
  8. Стоимость нематериальных активов погашать посредством начисления амортизации.
  9. Начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом, исходя из их первоначальной стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.
  10. Амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.
  11. Переоценку объектов основных средств по состоянию на начало года не производить.
  12. Учет материально-производственных запасов  ведется в количественных и стоимостных  выражениях в соответствии с ПБУ «Учет материально-производственных запасов» 5/01.
  13. Учет готовой продукции   ведется в количественных и стоимостных  выражениях. Учет ведется по нормативной (плановой) себестоимости на счете 43.
  14. Учет реализованной готовой продукции ведется на счете 90 без использования счета 46.

                                

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.