Рефераты. Менеджмент в страховых организациях

1) оценку предмета страхования, т. е. в каком именно страховании нуждается клиент и от каких именно рисков;

2) проведение сравнительного анализа услуг и финан­сового состояния ряда страховщиков;

3) подбор клиенту наиболее подходящего, с точки зре­ния брокера, страховщика;

4) оформление договора страхования документально (при согласии страхователя);

5) контроль за своевременным поступлением страховых взносов от страхователя страховщику;

6) оказание консультации и содействие в получении страхователем страховых сумм или страховых возмещений при наступлении страхового случая.

Практика свидетельствует, что провести верную оценку страхового риска могут только квалифицированные специа­листы, имеющие долголетний опыт работы в системе стра­хования.


Структуры управления страховых организаций

 

В условиях рыночной экономики страховые организа­ции любых форм собственности самостоятельно определяют свою организационную структуру, порядок оплаты и стиму­лирования труда работников.

Тем не менее, специфика страховой деятельности дикту­ет использование двух категорий работников:

1) квалифицированных штатных специалистов, осу­ществляющих управленческую, экономическую, консульта­ционно-методическую и другую деятельность;

2) нештатных работников, выполняющих аквизиционные (приобретение) и инкассаторские функции (сбор и вы­плата денег).

К штатным работникам относятся: президент СК, вице-президент (гл. экономист), генеральный директор, исполни­тельный директор (менеджер), главный бухгалтер, референ­ты, эксперты, зав. отделами по направлениям (видам стра­хования), инспектора, работники вычислительного центра, сотрудники отделов, обслуживающий персонал (общий от­дел, секретарь-референт и др.).

К нештатным работникам относятся страховые агенты, брокеры (маклеры), представители (посредники) СК, меди­цинские эксперты и др.

Главной функциональной обязанностью штатных работ­ников является обеспечение устойчивого функционирования СК, высокой рентабельности, платежеспособности, конку­рентоспособности.

Основными функциональными обязанностями нештат­ных работников являются: проведение агитационно-пропа­гандистской работы среди организаций, АО, фирм и насе­ления по вовлечению их в страхование; оформление вновь заключенных и возобновленных договоров, а также обеспе­чение контроля по своевременной уплате страховых взносов (платежей, премий) со стороны страхователей и производ­ство страховых выплат со стороны страховщиков при на­ступлении страховых случаев, т. е. главная задача нештат­ных работников состоит в продвижении страховых услуг от страховщика к страхователю.

Все СК цивилизованного мира делятся на организаци­онные структуры по управлению (менеджменту) и по сфе­рам деятельности.

Наиболее широкое распространение в мире получила организационная структура по менеджменту "Руководство в соответствии с сотрудничеством", опирающаяся на следую­щие принципы:

1. Решения в СК не принимаются односторонне, т. е. сверху, одним лишь руководством страховой организации.

2. Сотрудники СК не только руководствуются распоря­жениями начальства, но имеют и свои сферы и планы дей­ствия.

3. Ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления СК. Она является частью компетенции других сотрудников по сферам деятельности.

4. Вышестоящая инстанция в организационной струк­туре СК имеет право принимать те решения, которые ниже­стоящие инстанции принимать не вправе.

5. Ведущим принципом структуры менеджмента (управ­ления) является делегирование (передача) полномочий и от­ветственности сверху - донизу.

Реализация этого принципа означает следующее:

1. Сотруднику СК предоставляется определенная сфера деятельности, в рамках которой он обязан действовать и принимать решения самостоятельно и несет за это полную ответственность.

2. Руководитель структурного подразделения (управле­ние, отдел, сектор) не имеет права вмешиваться в сферу дея­тельности своих подчиненных, кроме случаев возникнове­ния серьезных проблем. Он должен осуществлять главным образом контроль за работой своих сотрудников.

При такой организационной структуре управления каждый сотрудник независимо от того, на каком уровне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий.

За ошибки сотрудника (подразделения) начальник от­вечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил своих обязанностей руководителя. Иными словами, если он, во-первых, выбирал своих сотрудников недостаточно тщатель­но, во-вторых, не произвел с сотрудником соответствую­щего инструктажа, в-третьих, не проконтролировал действий своих сотрудников и, в-четвертых, своевременно не попра­вил сотрудника.

Четкое разделение ответственностей - за руководство и за действия, являются важным фактором при определении, кто отвечает за ошибки.

Анализ деятельности сотрудников на всех уровнях представляет собой учет интеллектуального потенциала стра­ховой компании.

Функциями, которые должно выполнять высшее руко­водство СК, являются:

1. Определение общей цели СК на данном этапе.

2. Разработка соответствующей стратегии и планирова­ние работы СК.

3. Разработка структуры менеджмента.

4. Разработка концепции маркетинга.

5. Определение финансовой политики.

6. Формирование сфер деятельности (личное страхова­ние, имущественное страхование, страхование ответствен­ности, перестрахование).

7. Координация между собой сфер деятельности.

8. Решение кадровой и социальной политики.

Организационная структура СК по сферам деятельности означает, что функции СК формируются вне зависимости от способностей сотрудников (их квалификации), а в соот­ветствии с данной организационной структурой.

При этом руководствуются следующим.

1. Во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий.

2. Вместе с ними есть и сотрудники, способности кото­рых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности.


Риск-менеджмент — система управления рисками страховщика


В условиях перехода экономики России к рыночным отноше­ниям государство не несет ответственности по обязательствам стра­ховых организаций, а лишь регулирует их деятельность. Известно, что страховые организации осуществляют процесс страхования на коммерческой основе и рассматриваются как коммерческие организации.

Поскольку рыночным отношениям присуща конкуренция, т.е. неопределенность предполагаемого результата (риск), вопросам принятия решений по управлению финансовыми ресурсами, ко­торые наряду с традиционными решениями включают технически новые и нетривиальные действия, придается первоочередное зна­чение.

Следует отметить, что принятие нетривиальных действий фи­нансового управления вызывает вероятность возникновения убыт­ков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом, т.е. риск.

Риск в рыночной экономике неизбежен, поэтому важно рас­смотрение вопросов его оценки, прогнозирования событий, вли­яющих на него, и установления границ допустимости страховых рисков, влияющих на величину тарифных ставок страховых орга­низаций.

Западная практика показывает, что например, страхование здо­ровья включает в себя комбинацию рисков, относящихся к страхо­ванию от несчастных случаев и болезней и связанных с:

• болезнью и связанными с ней расходами на лечение;

• компенсацией заработка в случае наступления заболевания;

• возмещением расходов на лечение;

• возмещением расходов, связанных с размещением больного и уходом за ним;

• возмещением расходов в связи с наступлением смерти.

В условиях рыночной экономики финансовая работа Страховых организаций выражается в снижении всех видов рисков, а не только финансового, поскольку между различными аспектами деятельности не существует видимых границ.

Как упоминалось ранее, для уменьшения степени влияния различных видов рисков создаются специальные фонды отложенных выплат, называемые страховыми резервами, техническими резервами и резервом по страхованию жизни.

Риск-менеджмент представляет собой целенаправленные дей­ствия страховщика или его представителя по ограничению или минимизации риска.

Риск-менеджмент включает в себя выявление последствий дея­тельности страховых организаций в ситуации риска. Процесс управ­ления риском выражается в разработке ситуационного плана, кото­рый содержит конкретные предписания действий для каждого участ­ника страховых правоотношений и описание их последствий, что дает возможность быстро действовать в непредвиденных обстоятельствах, уменьшая тем самым риск принятия необдуманных решений.

Риск-менеджмент имеет свою специфику в отношении каждо­го вида страхования, так как процесс формирования и исполнения страхового фонда группой лиц, имеющих страховые интересы, обус­ловлен рисковыми обстоятельствами места и времени.

Конкретный метод управления риском выбирается в зависимо­сти от его вида. На практике эти методы сочетаются. Рассмотрим их подробнее.

Система управления экономическим риском

К методам управления риском относятся:

• упразднение,

• предотвращение потерь и контроль,

• страхование,

• поглощение.

Такая классификация рисков приводится в работах немецких специалистов.

Оценка рисков выражается в стоимости конкретных страховых продуктов, а деятельность страховых организаций в первую очередь заключается в управлении рисками, т.е. в риск-менеджменте.

Кроме того, что риск является основой страхования и его управлением занимаются риск-менеджеры, на практике деятельность страховых организаций как предпринимателей связана с другими видами риска, а именно с риском основной деятельности, финансовым и коммерческим рисками.

Рассмотрим риски, складывающиеся в процессе деятельности страховщика, уделяя особое внимание снижению финансовых рисков.

Риском основной деятельности является страховой риск стра­ховщика как предпринимателя. Среди наиболее важных причин возникновения такого риска выделяются: повышенная убыточность страховых операций, рост расходов на оплату труда агентов, воз­можное снижение поступлений, выплата дивидендов, уплата по­вышенных налогов. Под повышенными налогами мы понимаем не­правильную организацию работы финансово-правовой службы СО и связанные с этим суммы налоговых платежей, которые возможно снизить, не нарушая при этом налоговую дисциплину. К данной кате­гории риска относятся также:

• финансовый риск, возникающий в сфере отношений с вне­шними партнерами (банками, кредитно-финансовыми и другими учреждениями);

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.