Рефераты. Менеджмент в страховых организациях

Менеджмент в страховых организациях

Введение


Страхование как сфера предпринимательства является относительно молодым сегментом российского бизнеса. Оно проникает во все его сферы, снижая риск потерь. Функциональное назначение страхования — защита от финансовых «провалов» — столь важна для современного рынка, что настоящий труд должен обратить на себя вполне заслуженное внимание.

Целью данной работы является рассмотрение инструмен­тов управления, обеспечивающих существование или развитие отдельной страховой организации.

Появившиеся в стране на волне перехода к новым экономическим отношениям самостоятельные российские предприниматели — страхов­щики не могут войти в цивилизованный рынок, пока не научатся разра­батывать для себя эффективную финансовую стратегию, маркетинговую политику, формировать оптимальную структуру капитала, использовать методы регулирования налоговых платежей, без чего никто не предоста­вит гарантии финансового обеспечения. К сожалению, одной из отличи­тельных черт российской экономики «переходного периода» является ее криминальный характер.

Конечные результаты страховой и финансовой деятельности выражает отчетность страховой организации. Данные отчетности, заверенные внешними аудиторами, являются базой для регулирования деятельности страховых орга­низаций со стороны Департамента страхового надзора при Министерстве •финансов РФ, налоговых служб, потенциальных страхователей, партнеров — банков и других финансово-кредитных учреждений и акционеров.

Результаты деятельности страховщика используются также для анали­за и контроля с целью управления и корректировки собственного положе­ния на страховом рынке. Такое управление подразделяется на текущее и стратегическое. Текущее управление позволяет быстро реагировать на из­менения внешней среды и внутреннего состояния страховщика, сосредо­точивая в себе менеджмент финансовый и риск-менеджмент. Осуществ­ление последнего выражается в методах регулирования:

•тарифной политики, предполагающей изменение структуры брутто-ставки (страхового тарифа);

• состава и структуры страховых резервов: технических резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни; резерва по страхова­нию жизни, резерва предупредительных мероприятий;

• посредством перестрахования части рисков для большей финансо­вой устойчивости страховых операций.

Конечной целью этих мер является формирование сбалансированно­го страхового портфеля как основы устойчивого положения страховой организации на рынке.

Финансовый менеджмент позволяет на базе анализа и оценки финансового состояния выработать меры для реального и объективного подхода к управлению финансовыми потоками страховщика с помощью:

• налогового планирования, целями которого являются оптимизация налоговых платежей и эффективное управление собственными финансо­выми ресурсами;

• «управления по отклонениям», под которыми понимаются отклоне­ния от модельных (средних планируемых) значений и меры, предприни­маемые структурными подразделениями страховой организации, которые позволяют скорректировать текущее финансовое положение.

Финансовый менеджмент стремится к достижению стабильного фи­нансового положения организации, позволяющего расширять и совер­шенствовать объем и ассортимент предлагаемых «страховых продуктов».

Аналитические данные используются также для выработки стратеги­ческих планов развития страховых организаций, которые могут предус­матривать разработку новых видов страхования, освоение новых рынков, создание новых инвестиционных и финансовых схем. Одновременно учет факторов, влияющих на деятельность страховых организаций, позволяет более подробно и тщательно учитывать все риски и принимать меры к их своевременному снижению.


Управленческий менеджмент в страховых организациях

Для эффективной деятельности и финансовой устойчивости страховой компании большое значение имеют ее организационная форма и проводимая управленческая политика.


Формы страховых организаций.

 

Существуют различные организационно-юридические формы страховых организаций. Говоря о структуре страховой организа­ции, необходимо иметь в виду ее внутренний состав, который мо­жет оказывать влияние на кругооборот средств организации и на ее устойчивость. С этих позиций можно говорить о простых и слож­ных страховых организациях.

Простые страховые организации не имеют внутри себя структур­ных подразделений, представляющих самостоятельные юридичес­кие лица. Пространственная раскладка ущерба обеспечивается только за счет соответствующего формирования страхового портфеля. Всю ответственность по принятым договорам страхования простая орга­низация несет сама. Кругооборот ее средств определяется сущно­стью страхования и организационно-юридической формой.

Страховые организации со сложной структурой — это органи­зации, имеющие филиалы и холдинги. Создание филиалов вызы­вается, как правило, необходимостью рассредоточения операций. Для страховой организации открытие филиала означает не только приближение к клиенту, но и дополнительную раскладку ущерба, которая достигается как за счет открывающихся на новом месте возможностей выбора клиентов, так и за счет расширения охваты­ваемой территории. Дополнительные возможности раскладки ущер­ба способствуют формированию более устойчивого страхового порт­феля, что хорошо видно на примере организаций, проводящих стра­хование рисков катастрофического характера с возможностью на­копления средств, например страхование на случай стихийных бед­ствий.

Денежные средства филиалов включены в оборот головной страховой организации, что позволяет маневрировать ресурсами, «переливать» их, что также облегчает страховщику выполнение обязательств перед страхователями.

Преимущества организации, имеющей филиалы, не ограничиваются устойчивостью страховых операций. Если филиа­лам предоставлено право самостоятельно инвестировать сред­ства, то происходит своеобразная дополнительная диверсифи­кация портфеля компании, что положительно отражается на ее устойчивости.

Существуют четыре основных типа объединений страховых компаний: картели, синдикаты, тресты, страховые холдинги.

Компании, объединенные в картели, вырабатывают общее со­глашение о тарифных ставках, условиях вознаграждения агентов и брокеров, видах страхования, порядке выплат по убыткам, об ин­вестиционной деятельности и обмене информацией.

Синдикат в страховом деле создается тогда, когда несколько компаний заключают соглашение для совместного проведения выгодных операций. Обычно это делается с целью повышения кон­курентоспособности на международном страховом рынке.

Тресты представляют собой полное слияние нескольких ком­паний, которые лишаются своей самостоятельности.

Под холдингом понимается акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных орга­низаций.

В страховом бизнесе можно выделить два типичных вариан­та холдинга: страховой и смешанный. При страховом варианте холдинговые связи концентрируются сугубо в сфере страхова­ния: холдинговая компания владеет контрольным пакетом ак­ций одной или нескольких страховых компаний, которые в свою очередь могут контролировать еще какие-либо страховые общества. Здесь нет выхода в другие сферы предпринимательства в форме холдинга. Тем не менее, страховые организации, вклю­ченные в эту цепочку, могут иметь акции самых разных пред­приятий. В страховой практике данный вариант холдинга встре­чается не так уж часто, в основном представляя собой промежу­точное состояние на стадии акционирования страховой компа­нии с филиалами.

Смешанная холдинговая страховая компания может владеть кон­трольными пакетами акций как страховых, так и нестраховых пред­приятий. Страховая холдинг-компания может контролировать ком­пании любых отраслей предпринимательства, если только это не противоречит принятым в стране правилам регулирования инвес­тиционной деятельности страховщика.

В условиях рынка холдинги могут иметь довольно сложную структуру. Например, холдинг может входить в состав страхового концерна.

Страховая холдинговая компания имеет с позиции финансо­вой устойчивости те же преимущества, что и страховое общество с филиалами. Несмотря на то, что кругооборот средств дочерних фирм в отличие от филиалов полностью обособлен, в критических ситу­ациях переброска средств возможна. Однако для холдинговой ком­пании основная возможность повышения финансовой устойчиво­сти страховых операций заключается в возможности формирова­ния единых запасных фондов или хотя бы запасных фондов пере­страховочного характера. Значительно более высока и устойчивость инвестиционной деятельности за счет расширенных возможнос­тей диверсификации портфеля.

Отдельно следует упомянуть о деятельности страховых брокеров и маклеров.

Страховым брокером или маклером может быть физи­ческое или юридическое лицо, выступающее в роли кон­сультанта страхователя при выборе страховой компании, ис­ходя из финансовой устойчивости ее операций, привлека­тельности условий договора для страхователя и других фак­торов. В Англии, например, на долю брокеров приходится 70% всех заключенных договоров, во Франции - 18%. Мак­леры в большей степени встречаются в Германии, Австрии и других европейских странах.

Услуги брокеров постепенно приобретают популяр­ность и в России. Число отечественных брокеров, по раз­ным источникам, составляет от двух десятков до сотни. К сожалению, сегодня большинство действующих на рынке отечественных страховых брокеров ограничиваются чисто посредническими функциями - убеждают клиента застрахо­ваться в той или иной страховой компании. В то же время главное отличие брокера от страхового агента заключается в том, что он должен выступать в качестве независимого ква­лифицированного эксперта для страхователя, во многом определяющего его последующие действия.

Обладая обширным банком данных об оперативно-фи­нансовой деятельности страховых компаний, действующих на страховом рынке, систематизируя, сопоставляя и анали­зируя эту информацию, брокер рекомендует страхователю именно ту страховую компанию, которая в наибольшей сте­пени соответствует его интересам. И если договор будет за­ключен с данным страховщиком, то последний оплачивает труд брокера на комиссионных началах (в процентах от страховой суммы). В зарубежной практике комиссионное вознаграждение брокера носит название брокередж.

При наступлении страхового случая брокер выступает в качестве консультанта страхователя, оказывая содействие в получении страховой суммы или страхового возмещения.

Исходя из изложенного, к основным функциям брокера следует отнести :

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.