Интенсификация производства может быть ускорена, в первую очередь, в результате специализации предприятий. Различают предметную, технологическую и по детальную специализации.
Предметная специализация заключается в открытии предприятии общественного питания, специализирующихся на выпуске достаточно узкого ассортимента блюд (пельменных, вареничных, шашлычных и т. п.) либо широкого ассортимента однородной продукции (мясных, рыбных блюд). Ее преимуществами являются: использование специальных видов оборудования; создание условий для механизации трудоемких работ по основному виду продукции и в результате этого повышение производительности труда работников производства.
Наиболее рациональной формой интенсификации производства является технологическая специализация, суть которой состоит в разделении производства продукции на две стадии: первичную обработку сырья и изготовление из него полуфабрикатов; последующее доведение их до готовой кулинарной продукции.
Процесс технологической специализации тесно связан с концентрацией производства. В ее основе лежит создание крупных предприятий, в результате чего появляется возможность более рационального использования складских помещений и оборудования, относительного сокращения административно-управленческого персонала. Однако крупные предприятия, как правило, удалены от потребителей, и особенно сельского населения. В результате возрастают издержки на доставку продукции на предприятия общественного питания, особенно отдаленные.
Следовательно, в общественном питании процесс концентрации должен осуществляться за счет централизации производства полуфабрикатов и кулинарной продукции и сопровождаться процессом децентрализации потребления. Централизация производства полуфабрикатов предполагает применение прогрессивной технологии, индустриальных методов приготовления пиши. Она ведется и общественном питании посредством комбинирования, т. е. технологического сочетания разных по назначению производств на одном предприятии. В районных центрах и крупных населенных пунктах создаются кулинарные комбинаты, комбинаты питания или производственные цехи по выработке полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий и копченостей. Этой продукцией снабжается широкая сеть объектов общественного питания и торговли.
Важным направлением развития общественного питания является замораживание готовых блюд и полугодовой продукции, в том числе массового производства, что позволяет сохранить вкусовые свойства пиши. Так, рассчитано, что на приготовление мясных блюд из сырья требуется примерно в 4.7 раза больше времени, из полуфабрикатов - 3,7 рала, чем на размораживание и подогрев готовых мясных блюд. Внедрение ; индустриальных методов приготовления пищи в общественном питании потребительской кооперации сдерживается нэпа отсутствия финансовых средств, невысокой доли выпуска полуфабрикатов высокой степени готовности пищевой промышленностью.
Это направление является наиболее перспективным для снабжения вагонов-ресторанов, предприятий питания воздушного и водного транспорта, баз отдыха, магазинов кулинарии, школьных столовых.
Дорогостоящая материально-техническая база отрасли используется сейчас недостаточно эффективно в связи с ростом цеп на продукцию общественного питания, транспортных и других тарифов, нехваткой тары для упаковки полуфабрикатов, специализированного малотоннажного транспорта. В этих условиях развитие процессов специализации предприятии и концентрации производств возможны лишь в сочетании с другими формами их организации, в частности, с кооперированием.
В общественном питании кооперирование, т. е. тесная производственная связь, может осуществляться между предприятиями общественного питания и пищевой промышленности, предприятиями общественного питания и розничной торговли. Расширение отпуска полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий в розничную торговую сеть обеспечивает выход на новые сегменты рынка. И последние годы предприятия общественного питания потребительской кооперации активно занимаются оптовым отпуском продукции и розничную торговую сеть, удельный вес которого занимает почт треть выпускаемой собственной продукции. Современными формами кооперирования общественного питания с розничной торговлей являются:
1-передача некоторых торговых функции предприятиям питания, а функций общественного питания - предприятиям розничной торговли (реализация хлебобулочных, молочных и других продуктов через домовые кухни, горячих напитков, бульонов и других блюд в булочных);
2-организация в составе предприятии розничной торговли пред приятий общественного питания (закусочных, кафе, буфетов);
3-создание комбинированных предприятий по реализации продовольственных товаров с их потреблением на месте и от пуском на дом (кафе - кондитерский магазин, буфет - магазин винно-водочных изделий, молочное кафе - магазин молочных продуктов).
Комбинирование - одна из высших форм рациональной организации общественного производства и управления, основанная на технологическом сочетании различных, но назначению производств, в рамках одного предприятия.
В общественном питании могут использоваться следующие формы комбинирования:
1-сосредоточение на одной производственной площади разных по назначению объектов общественного питания (ресторана, кафе, закусочной, магазина кулинарии, т.е. создание комбината питания);
2-создание кулинарных комбинатов, что означает концентрацию и централизацию производства полуфабрикатов;
Внедрение прогрессивных форм организации производства в общественном питании предполагает проведение ряда специальных мероприятий. В частности, определение перечня объектов общественного питания, переводимых на работу с полуфабрикатами; расчет потребности объектов доготовочных , магазинов и отделов кулинарии в полуфабрикатах, кулинарных и кондитерских изделиях; концентрация высокопроизводительного оборудования на нескольких объектах общественного питания, расположенных в центре; организация ритмичной доставки продукции; обеспечение объектов питания тарой и специальным транспортом.
С целью повышения отдачи материально-технической базы, наращивания объемов деятельности предполагается дальнейшее развитие мелкорозничной сети объектов общественного питания. К мелкорозничной сети относятся палатки, киоски, ларьки, летние кафе, мини-кафе, торговые автоматы, пункты передвижной торговли и нестационарные торговые единицы (выносные столы, прилавки и т. д.). В потребительской кооперации работает почти 300 единиц сезонной сети.
В данной курсовой работе была представлена тема: “Материально техническая база общественного питания”, для этого были рассмотрены вопросы:
I. Понятие материально технической базы, ее роль в развитии отрасли.
II. Формирование финансовых ресурсов для развития и обновления материально технической базы в рыночных условиях.
III. Показатели эффективности использования материально технической базы.
IV. Пути повышения эффективности использования материально технической базы.
В данной курсовой работе был отображен следующий материал:
1 – Понятие МТБ
2 – Особенности МТБ
3 – Характеристика МТБ
4 – Различные формулы отображающие суть МТБ
5 – Определены основные задачи МТБ
6 – Приведена методика анализа эффективности использования МТБ
7 – Предложены Пети повышения эффективности использования МТБ
Выполнив данную работу я более детально рассмотрел , планирования материально-технической базы общественного питания с решением практических задач. Научился определять пути повышения эффективности использования материально-технической базы общественного питания.
1) Аносова М. М.Организация производства на предприятиях общественного питания – М.: Экономика 1985
2) Бородина Е. И. Финансы предприятия – М.: Экономика 1995
3) Бутейкис Н. Г. Кулинария и организация приготовления пищи – М.: Экономика 1989
4) Ванукевич А. С. Организация предприятия общественного питания потребительской кооперации – М.: Экономика 1975
5) Емельянова Т. В. Экономика общественного питания – Минск: Вышэйшая школа 2003
6) Зайцева А. Я. Экономика предприятия общественного питания – М.: Экономика 1985
7) Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия – М.: Экономика 1997
8) Менделевич А. М. Экономика общественного питания – М.: Экономика 2001
9) Петрук И. Т. Экономика потребительской кооперации – М.: Экономика 1989
10) Столяров Я. С. Экономика общественного питания – М.: Экономика 2004
Страницы: 1, 2, 3, 4