Специалисты утверждают, что выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда - на их долю приходится свыше 40% спроса. И хотя многие сегодня говорят о "перепроизводстве" экономистов, это весьма далеко от реальности. Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет уверенно занимают первые строчки в рейтингах престижных профессий. И это не удивительно: бизнес в России развивается стремительно, и именно экономическое образование дает уверенность в завтрашнем дне. Второе место среди востребованных специалистов принадлежит выпускникам технических вузов, особенно тем, которые специализируются в области информационных технологий (IT).
Растет спрос на квалифицированные технические кадры. Такие специалисты теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно то, что предприятия готовы брать даже совсем молодых людей с минимальным опытом работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко на сегодняшний день котируются представители инженерно- технических специальностей. Работодатели буквально сбиваются с ног в поисках высокопрофессиональных производственников. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, пищевики и инженеры-строители. Ведь на рынке товаров широкого потребления ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, быстрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства. В результате всех этих процессов специалистов по управлению производством и инженерно-технический персонал ждет огромный спрос на рынке труда.
По-прежнему высок спрос на бухгалтеров и экономистов. По мнению рекрутеров, спрос этот в ближайшие годы стабилизируется, но, тем не менее, останется высоким. А вот количество предложений по трудоустройству сотрудникам смежных профессий - финансовым специалистам и аналитикам - будет расти. Вообще, спрос на работников финансовой сферы в ближайшие годы не уменьшится.
Очень велик сегодня спрос на маркетологов и бренд-менеджеров, количество рабочих мест для них увеличивается год от года. Эта тенденция сохранится в ближайшие 3-5 лет, ведь компаний, создающих собственные маркетинговые отделы, становится все больше.
Менеджеры по продажам нынче в большом дефиците. Необходимо только отметить, что в последнее время требуются не менеджеры по продажам широкого профиля, а узкие специалисты, например, по продуктам питания, спортивным товарам или определенному оборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров. Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговли в нашей стране.
Рекрутеры также отмечают, что разнообразные специалисты для сферы услуг сегодня очень высоко востребованы на рынке труда. Это связано с ростом гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, а также увеличением потребления всех других видов услуг населением. Такая тенденция прогнозируется и на ближайшие годы. Например, развитие платной медицины обуславливает высокий спрос на медицинских работников всех уровней и специализаций.
В качестве новой тенденции стоит отметить появление спроса на региональных менеджеров, городских и региональных торговых представителей. Это связано с расширением деятельности многих компаний и выходом их на региональные рынки. В связи с этим и идет набор
Значительным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.
Прием в вузы в 2010 г. по сравнению с 2000 г. может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Одновременно будут возрастать контингенты обучающихся по программам послевузовского образования (аспирантура, докторантура, интернатура, ординатура, доп. подготовка, переподготовка и повышение квалификации) до 12 - 20 млн. человек в год. Кроме того, возрастет спрос на получение второго высшего образования до 0,2 - 0,8 млн. человек в год, что потребует решить проблему полной или частичной государственной поддержки этого процесса. Развитие данного направления позволит существенно повысить социальную мобильность занятого населения и создать условия для эффективного удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах.
В отношении путей сохранения и эффективного использования потенциала высшей школы предлагается определить следующие направления.
Прежде всего, необходимо расширение масштабов до подготовки и переподготовки работающих и высвобождающихся работников. Имеющиеся оценки показывают, что потенциальные размеры этого контингента обучающихся не менее 2,0 – 2,5 млн.чел. ежегодно.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докторантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.
Какой вуз выбрать: доступный или престижный?
Учиться во второй раз в вузе с "именем" значительно дороже, чем в малоизвестном, независимо от того, идет ли речь о государственной или негосударственном учебном заведении. Одно дело, если работник хочет стать универсальным специалистом и получает высшее бизнес образование в смежной области: экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог - специалист по связям с общественностью и пр. В данном случае высшее образование позволяет претенденту справляться с уже существующими обязанностями на качественно новом уровне и подняться на более высокую ступеньку карьерной лестницы. Словом, выйти на новый виток уже существующей орбиты. В этом случае рядовым сотрудникам можно ограничиться дипломом доступного вуза, так как для работодателя определяющим фактором будет профильность полученного образования. А вот при рассмотрении кандидатуры на позицию топ-менеджера принципиальным моментом будет качество полученного образования. Парадокс заключается в том, что качественное образование, как правило, ассоциируется с брэндами проверенных временем вузов. Дело в том, что престижные учебные заведения, кроме громкого имени, предлагают и качественное обучение (конечно, если студент учится, а не стоит в очереди за дипломом), поскольку со студентами работают те же преподаватели, что и на дневном отделении.
А вот к дипломам негосударственных вузов многие работодатели относятся с изрядной долей скепсиса. Отчасти это связано со свойственным сознанию многих стереотипом, что "за деньги можно не учиться". Отчасти с тем, что многие негосударственные вузы возникли не так давно и еще не успели, что называется, "обкатать" свою программу. Поэтому, несмотря на то что некоторые коммерческие высшие учебные заведения предлагают действительно высококлассное образование, на рынке труда сохраняется определенная дискриминация их выпускников.
Диплом престижного вуза, безусловно, позволит быстрее наверстать упущенное время и возможности и станет отличным трамплином в новую сферу деятельности.
Профессиональные рекрутеры утверждают, что для работодателя решающее значение имеет все-таки предшествующий опыт кандидата на вакансию, его реальные достижения и владение определенным набором знаний и наработок в данной сфере деятельности. Однако, как известно, удача приходит к тем, кто не стоит на месте.
Современные исследователи качества образования, стратегий его развития в условиях информационной цивилизации отмечают, что развитие экономики, социальной сферы, образовательного рынка имеют следующие недостатки:
Решение указанных проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в телекоммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития систем дистанционного образования – неспособность существующей образовательной системы отвечать потребностям общества в качественной подготовке специалистов, в том числе, педагогических кадров.
Для этого необходимо сформулировать принципы построения национальной системы дистанционного образования: принцип организации комплексной системы образования, объединяющей до вузовскую подготовку (школа, колледж), вуз и послевузовское образование.
2. Практическое проведение маркетингового исследования и представление полученной информации
Для внедрения концепции маркетинга нам необходимы четко разработанные и научно-обоснованные методы проведения исследований. Сложность этой задачи в том, что теория маркетингового исследования – синтетическая область знаний, вобравшая в себя методологические, методические и процедурно-технические приемы, принятые и утвердившиеся в различных научных дисциплинах, при разработке этих подходов и подчинении их маркетинговым целям.
Страницы: 1, 2, 3