Рефераты. Маркетинговое исследование рынка потребительских услуг: спрос на высшее бизнес-образование студентам...

Специалисты утверждают, что выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда - на их долю при­ходится свыше 40% спроса. И хотя многие сегодня говорят о "перепроизвод­стве" экономистов, это весьма далеко от реальности. Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет уверенно занимают первые строчки в рейтингах престижных профессий. И это не удивительно: бизнес в России развивается стремительно, и именно экономическое образование дает уверенность в завтрашнем дне. Второе место среди востребованных специа­листов принадлежит выпускникам технических вузов, особенно тем, которые специализируются в области информационных технологий (IT).

Растет спрос на квалифицированные технические кадры. Такие специа­листы теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно то, что предприятия готовы брать даже совсем молодых людей с минимальным опы­том работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко на сегодняшний день котируются представители инженерно- технических специальностей. Рабо­тодатели буквально сбиваются с ног в поисках высокопрофессиональных производственников. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, пи­щевики и инженеры-строители. Ведь на рынке товаров широкого потребле­ния ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, бы­стрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства. В результате всех этих процессов специалистов по управлению производством и инженерно-технический персонал ждет огром­ный спрос на рынке труда.

По-прежнему высок спрос на бухгалтеров и экономистов. По мнению рекрутеров, спрос этот в ближайшие годы стабилизируется, но, тем не менее, останется высоким. А вот количество предложений по трудоустройству со­трудникам смежных профессий - финансовым специалистам и аналитикам - будет расти. Вообще, спрос на работников финансовой сферы в ближайшие годы не уменьшится.

Очень велик сегодня спрос на маркетологов и бренд-менеджеров, ко­личество рабочих мест для них увеличивается год от года. Эта тенденция со­хранится в ближайшие 3-5 лет, ведь компаний, создающих собственные мар­кетинговые отделы, становится все больше.

Менеджеры по продажам нынче в большом дефиците. Необходимо только отметить, что в последнее время требуются не менеджеры по прода­жам широкого профиля, а узкие специалисты, например, по продуктам пита­ния, спортивным товарам или определенному оборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров. Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговли в нашей стране.

Рекрутеры также отмечают, что разнообразные специалисты для сферы услуг сегодня очень высоко востребованы на рынке труда. Это связано с рос­том гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, а также увеличе­нием потребления всех других видов услуг населением. Такая тенденция прогно­зируется и на ближайшие годы. Например, развитие платной меди­цины обу­славливает высокий спрос на медицинских работников всех уров­ней и спе­циализаций.

В качестве новой тенденции стоит отметить появление спроса на ре­гиональных менеджеров, городских и региональных торговых представите­лей. Это связано с расширением деятельности многих компаний и выходом их на региональные рынки. В связи с этим и идет набор

Значительным импульсом для развития образования стала возможность пре­доставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образова­ния, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономиче­ских усло­виях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образо­вательные учреждения высшего образования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

Прием в вузы в 2010 г. по сравнению с 2000 г. может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Одно­временно будут возрастать контингенты обучающихся по программам после­вузовского образования (аспирантура, докторантура, интернатура, ор­дина­тура, доп. подготовка, переподготовка и повышение квалификации) до 12 - 20 млн. человек в год. Кроме того, возрастет спрос на получение второго выс­шего образования до 0,2 - 0,8 млн. человек в год, что потребует решить про­блему полной или частичной государственной поддержки этого процесса. Развитие данного направления позволит существенно повысить социальную мобильность занятого населения и создать условия для эффективного удов­летворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специа­листах.

В отношении путей сохранения и эффективного использования потен­циала высшей школы предлагается определить следующие направления.

Прежде всего, необходимо расширение масштабов до подготовки и пе­репод­готовки работающих и высвобождающихся работников. Имеющиеся оценки показывают, что потенциальные размеры этого контингента обучаю­щихся не менее 2,0 – 2,5 млн.чел. ежегодно.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы под­готовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докто­рантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.

Какой вуз выбрать: доступный или престижный?

Учиться во второй раз в вузе с "именем" значительно дороже, чем в ма­лоизвестном, независимо от того, идет ли речь о государственной или него­сударственном учебном заведении. Одно дело, если работник хочет стать универсальным специалистом и получает высшее бизнес образование в смежной области: экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог - специа­лист по связям с общественностью и пр. В данном случае  высшее образование по­зволяет претенденту справляться с уже существующими обязанностями на качественно новом уровне и подняться на более высокую ступеньку карьер­ной лестницы. Словом, выйти на новый виток уже существующей орбиты.  В  этом случае рядовым сотрудникам можно ограничиться дипломом доступ­ного вуза, так как для работодателя определяющим фактором будет про­фильность полученного образования. А вот при рассмотрении кандидатуры на позицию топ-менеджера принципиальным моментом будет качество по­лученного образования. Парадокс заключается в том, что качественное обра­зование, как правило, ассоциируется с брэндами проверенных временем ву­зов. Дело в том, что престижные учебные заведения, кроме громкого имени, предлагают и качественное обучение (конечно, если студент учится, а не стоит в очереди за дипломом), поскольку со студентами работают те же пре­подаватели, что и на дневном отделении.

 А вот к дипломам негосударственных вузов многие работодатели от­носятся с изрядной долей скепсиса. Отчасти это связано со свойственным сознанию многих стереотипом, что "за деньги можно не учиться". Отчасти с тем, что многие негосударственные вузы возникли не так давно и еще не ус­пели, что называется, "обкатать" свою программу. Поэтому, несмотря на то что неко­торые коммерческие высшие учебные заведения предлагают дейст­вительно высококлассное образование, на рынке труда сохраняется опреде­ленная дис­криминация их выпускников.

 Диплом престижного вуза, безус­ловно, позволит быстрее наверстать упущенное время и возможности и ста­нет от­личным трамплином в новую сферу деятельности.

Профессиональные рекрутеры ут­верждают, что для работодателя решающее значение имеет все-таки предше­ствующий опыт кандидата на вакансию, его реальные достижения и владение определенным набором знаний и наработок в данной сфере деятельности. Однако, как известно, удача приходит к тем, кто не стоит на месте.

Современные исследователи качества образования, стратегий его раз­вития в условиях информационной цивилизации отмечают, что развитие эко­но­мики, социальной сферы, образовательного рынка имеют следующие не­дос­татки:

  •  Специализация студентов государственных и негосударственных ву­зов не отвечает современным потребностям общества.
  •  Уровень ведущих стран мира - 350-400 студентов на 10 тыс. населе­ния.
  •  Цель - иметь 25% трудоспособного населения с высшим образованием, что минимально необходимо для перехода на рыночно-технологиче­ский путь развития.
  •  Спрос на образование не удовлетворяется: средний конкурс по России в государственные вузы - 2,3 чел./место. В Москве и крупных городах - выше.  Причем, в частные вузы с полным возмещением затрат на обу­чение спрос возрос в 7 раз. Особенно не удовлетворен спрос на специ­альности, формирующие "рыночные" профессии.

Решение указанных проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в телекоммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития систем дистанционного образования – неспособность существующей образовательной системы отвечать потребно­стям  общества в качественной подготовке специалистов, в том числе, педа­гогических  кадров.

Для этого необходимо сформулировать принципы построения нацио­нальной системы дистанционного образования: принцип организации ком­плексной системы образования, объединяющей до вузовскую подготовку (школа, колледж), вуз и послевузовское образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое проведение маркетингового исследования и представление полученной информации

 

 

Для внедрения концепции маркетинга нам необходимы четко разрабо­танные и научно-обоснованные методы проведения исследований. Слож­ность этой задачи в том, что теория маркетингового исследования – синтети­ческая область знаний, вобравшая в себя методологические, методические и процедурно-технические приемы, принятые и утвердившиеся в различных научных дисциплинах, при разработке этих подходов и подчинении их мар­кетинговым целям.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.