Рефераты. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности

 








 


Рис. 2.1Основные факторы макросреды.

2.    Информационное обеспечение маркетинга и прогнозирование

 

 

Информация всегда играла в жизни человека очень большую роль, но с середины 20-го века в результате социального прогресса и прорыва в развитии науки и техники роль информации неизмеримо возросла. В мире информация схожа с лавинообразным нарастанием массы, получившей название «информационного взрыва». Информация является основой для принятия управленческих решений.

«Информация – это интеллектуальная собственность, товар, сведения. «Кто владеет информацией – тот владеет миром», - писал У. Черчилль. По данным журнала «Business-week» (США), утеря и хищение информации на фирме IBM за последние 10 лет оценивается в 1 млрд. долл. упущенной прибыли». [9]

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». [1]

Все результаты исследований конъюнктуры рынка, показателей, товаров и т. д. должны быть систематизированы, упорядочены, обобщены и отправлены на хранение на различные носители.

Информацию можно разделить на первичную (от покупателей, продавцов и других лиц на основе опросов и др. методов исследования рынка) и вторичную (взятая из официальных статистических источников, периодической печати, научных публикаций и отчетов).

«Для обеспечения поиска ценовой информации, необходимой для расчетов цен импортных и экспортных операций, в течение нескольких последних лет значительная часть оперативной ценовой информации была подготовлена для многократного использования в рамках проекта создания Единой системы внешнеэкономической информации (ЕСВИ). Разработку и поэтапное внедрение ЕСВИ осуществляют Главное управление координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) и объединение информационного обеспечения  и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС), обслуживающие подразделения Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ).

Важной составной частью ЕСВИ является организованный в структуре МЭРТ банк ценовой информации, который пополняется участниками внешнеэкономических связей, направляющих в него данные о контрактных ценах на экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Банк ценовой информации ведется объединением ИнформВЭС, которое по запросам на коммерческих условиях предоставляет ценовую информацию в виде позиционных контрактных цен и прейскурантов цен по экспорту. Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям без указания на конкретный контракт и его участников». [7]

Другой источник современной информации – ИНТЕРНЕТ, который предоставляет возможность отыскать и просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации и др. Это экономически выгодно и весьма просто.

«Самая жесткая конкуренция в сфере IT – услуг для малого бизнеса сейчас разворачивается в области доступа к ИНТЕРНЕТУ и телефонии. Чтобы заполучить в свои сети хотя бы мелкого клиента, многие фирмы используют новейшие технологии. Один из ярких примеров – развитие технологии WiMax, которая дает ряд коммуникационных преимуществ, прежде всего именно небольшим партиям. <…>

… WiMax (Worldwide Interoperability for Microwave Access) – новый перспективный вид беспроводной связи. По сути, это усовершенствованный стандарт беспроводной связи Wi-Fi, который сейчас широко распространен – в том числе и в России – в аэропортах, гостиницах, ресторанах и других публичных местах. Однако в отличие от оборудования Wi-Fi, радиус действия которого составляет от силы несколько сотен метров, базовая станция WiMax способна обеспечивать доступом в ИНТЕРНЕТ или телефоний в радиусе нескольких километров. <…>

…Новая технология передачи данных по электросетям получила название PLC (Power Line Communication). <…>

…К практическому же внедрению PLC человечество подошло совсем недавно, всего несколько лет назад. Одной из первых технологию PLC для коммерческого использования начала внедрять британская телекоммуникационная компания Norveb Telecom в Манчестере». [4]

Существует большое число списков рассылки ИНТЕРНЕТ, посвященных какому-либо продукту или товарной группе. Фирмы, ведущие бизнес в данной группе продуктов, могут анализировать мнения, комментарии, технические проблемы и другие потребительские аспекты, по которым можно выяснить обобщенные мнения потребителей.

Наряду с достоинствами сети ИНТЕРНЕТ существуют и недостатки -  слабая защищенность соединения, в результате чего наиболее часто совершаются такие виды компьютерных преступлений как: хищение секретной информации и баз данных с целью ее дальнейшей перепродажи либо внесение в информационные файлы изменений, искажающих смысл документов; вымогательство и компьютерный терроризм; мошенничество с кредитными карточками; хищения в системе финансовых учреждений и многое другое. [11]

Одной из наиболее перспективных линий развития ИНТЕРНЕТ являются мобильные сетевые работы. Службы ИНТЕРНЕТ уже доступны для многих транспортных средств: автомобильного, авиационного, морского и железнодорожного транспорта.




«Прогнозирование рынка – это выработка объективного, научно обоснованного, наиболее вероятного по своей сути суждения о перспективах развития рынка и возможных вариантах развития событий в будущем.

Прогнозы делятся на краткосрочные – 1 – 1,5 года; среднесрочные – 4 – 6 лет; долгосрочные – 10 – 15 – 20 лет.

Краткосрочное прогнозирование предназначено для обеспечения оптимальной тактики поведения предприятия (фирмы) на внешнем рынке, поэтому необходимо учитывать разнообразные циклические и нециклические сезонные, временные, случайные факторы формирования спроса и предложения. Для среднесрочного прогноза следует использовать постоянно действующие циклические и нециклические факторы. Для расчета долгосрочного прогноза достаточно учесть только постоянно действующие нециклические факторы, влияющие на основную тенденцию развития рынка.

Методы прогнозирования рынков делят на четыре группы: экспертные оценки, экстраполяции, логические и математические модели, системные прогнозы». [7]

Экспертные оценки основаны на анализе и обобщении мнений специалистов по какому-либо вопросу. Наиболее известный  - метод Дельфы. Точки зрения экспертов выявляют с помощью анкетирования обычно в несколько туров без информирования опрашиваемых о составе экспертной группы, что позволяет получить независимые, личные мнения специалистов. С помощью различных коэффициентов обобщаются точки зрения разных экспертов, что дает возможность сделать наиболее правильный вывод о прогнозе того или иного явления.

Экстраполяции основаны на изучении имеющихся на нынешний период времени закономерностей протекания экономического процесса или явления. Исходным правилом является точка зрения одинаковости протекания будущих процессов благодаря сложившимся закономерностям на данный момент. Лучше всего проводить при прогнозе на небольшой срок (< 4-6 лет). Обычно динамику рынка представляют в графической, математической, логической, ситуационной форме.

Логическое моделирование применяется для качественного описания процесса и его развития. Создаются сложные сценарии, направленные на увязку логической последовательности и значимости событий, факторов, воздействующих на рыночные процессы. Все это позволяет выявить наиболее важные проблемы, узловые точки, промежуточные и основные цели, комплексные задачи путей их решения.

При наличии больших массивов статистической информации лучше всего использовать экономико-математическое моделирование и ЭВМ. Данный подход на количественных закономерностях выявлять тип связей между различными элементами рынков и факторами, влияющими на развитие рыночных процессов.

Особенно незаменима ЭВМ при проведении исследований и анализе многовариантных прогнозов.


Системное прогнозирование дает возможность изучать мировой рынок как сложную систему, имеющую определенную структуру и очень сложное взаимодействие составляющих элементов.

Рынок товара или услуги рассматривается как специфический объект с присущими только ему факторами и в то же время представляет всегда только часть мировой экономики.

И применительно к прогнозированию положения на мировом рынке какого-либо товара или услуги необходимо комплексно исследовать совокупность отдельных рынков этого товара, выявить основные факторы развития конъюнктуры; изучить взаимосвязь этих рынков с динамикой конъюнктуры товара и услуги.

На базе этих исследований разрабатываются прогнозы развития всех частных рынков и затем обобщаются все прогнозы в сфере мирового рыка товара, услуги.

На мировые товарные рынки оказывают большое влияние конъюнктурообразующие факторы двух основных видов – циклические (кризис, депрессия, оживление и подъем) и нециклические (изменение внешних условий стран, НТП, влияние монополий, воздействие государственной политики внутри страны, инфляция, сезонность, социальные факторы, политические кризисы и др.).

Всесторонний анализ сложившейся конъюнктуры требует детального исследования следующей системы параметров: показателей сферы материального производства, внутренней и внешней торговли, кредитно-денежной сферы, данные об объеме капиталовложений и заказах, цен. В результате изучения и анализа этой системы показателей дает возможность получить прогноз конъюнктуры. Цель – определение наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем. Экономическое прогнозирование основано на существенной инерционности большинства явлений социально-экономической жизни общества.

При этом используются следующие методы прогнозирования конъюнктуры рынка: экспертные оценки, экстраполяции, экономико-математического моделирования, комбинированные методы. С помощью этих методов разрабатываются: прогнозы общехозяйственной конъюнктуры, оценки перспектив развития потребления товара, платежеспособный спрос, капиталовложения в отрасли, производства, мировой торговли и прогноз движения цен, конкуренции, монополистических тенденций.

Успех в прогнозировании основывается на точности используемых для прогноза моделей. Точность прогноза должна быть достаточно высока для обеспечения устойчивого и эффективного управления организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.