Рефераты. Логика составления бизнес-плана

8.     Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.

   Бизнес-планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

   Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется возможным соблюдение основополагающих принципов:

·        гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

·        непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

·        коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (всё должно быть взаимоувязано и взаимосвязано);

·        итеративности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

·        многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

·        участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

·        адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

   Бизнес-план – документ, который даёт описание основный аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает, в конечном счете, на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесёт ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».

   Каковы требования, предъявляемые к бизнес-плану? Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны – серьёзный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнёрам по бизнесу; информация должна быть чёткой, ёмкой, но и в то же время краткой. Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учётом требований стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

   Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы, но лучше привлечь независимых экспертов, что, несомненно, повысит уровень обоснование документа.

   Объём бизнес-плана завит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объём его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 – 80 страниц, без учёта приложений.

   Структура бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объёма необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация. Оглавление и соответствующее оглавление бизнес-плана – необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы. Содержание главы должно соответствовать её названию. Серьёзный инвестор может не принять к рассмотрению проект, в котором отсутствует оглавление. Как правило, прогнозирование развития обычно осуществляется на 2 – 5 лет, причём для первого года разбивка всех показателей делается наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго – с интервалом в полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз даётся по итогам года.

   Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

1.     Введение.

2.     Описание предприятия (организации).

3.     Описание продукции (работы, услуги).

4.     Анализ рынка.

5.     Конкуренция.

6.     Маркетинговый план.

7.     План производства.

8.     Финансовый план.

9.     Приложения.

   В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план, риски в деятельности предприятия.

   Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана), утверждённая Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы: 

1.     Общая характеристика предприятия.

2.     Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

3.     Анализ финансового состояния предприятия.

4.     Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

5.     Рынок и конкуренция.

6.     Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

    Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана и в данном аспекте заслуживает внимания предварительная разработка его рабочего варианта. В него включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний, формулирования своих идей до расчётов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом, соблюдаются требования основополагающих принципов бизнес-планирования.

   Рассмотрим содержание отдельных разделов бизнес-плана.

Введение.

   На «Введение» рекомендуется обратить особое внимание, т. к. оно является своеобразной «визитной карточкой» всего бизнес-плана. Оно должно быть кратким и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, т. к. в нём содержаться основные положения и цифры всего делового плана. Это вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию этой части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца, отсюда – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

   Во «Введении» должны быть следующие сведения:

1.     Кто обращается с просьбой о предоставлении инвестиций;

2.     Какова организационно-правовая форма предприятия;

3.     Каким бизнесом будет заниматься предприятие (торговля, промышленность, сфера услуг); 

4.     Краткое описание продукции (услуг) предприятия;

5.     Чем эта продукция (услуга) будет отличаться от продукции (услуги) конкурентов;

6.     Почему покупатель захочет покупать (приобретать) именно эту продукцию (услугу);

7.     В каком объёме инвестиций нуждается предприятие;

8.     На какие цели эти инвестиции будут израсходованы;

9.     Какую пользу это принесёт предприятию;

10.        Каковы предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиционный вложений (прогноз объёма продаж, объёма выручки от продаж, объём валовой прибыли, рентабельность инвестиций, условия и срок, в течение которого гарантируется возврат инвестиций).

   Если после ознакомления с «Введением» потенциального инвестора заинтересовал проект, то немаловажным фактором для инвестора будет являться характеристика предприятия, в которое он, вполне возможно, вложит свой капитал.

Описание предприятия (организации).

   Этот раздел лучше всего начать с анализа текущего состояния дол отрасли экономики, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли (в этом случае отрасли делятся на 3 основных типа: устойчивые, растущие, находящиеся в кризисе). Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.

   Можно кратко рассказать об истории развития предприятия, при этом нужно помнить, что сведения должны быть правдивыми, без приукрашивания, т. к. инвестор может и, скорее всего, наведёт справки о предприятии прежде, чем вложит свой капитал. История создания предприятия должна включать информацию о дате основания компании, её предшественниках. Важно показать основные успехи или достижения компании за последние годы.

   Краткие сведения о предприятии должны включать:

I.         Основная информация о предприятии: название фирмы, адрес, телефон, факс; юридический адрес; дата основания; организационно-правовая форма и номер свидетельства о регистрации; форма собственности; основной вид деятельности; цели и задачи фирмы; информация об учредителях, акционерах компании; размер уставного капитала.

II.      Основные сведения: расположение предприятия; занимаемая площадь; количество зданий, этажей цехов; тип конструкции здания; площадь земельного участка (собственный или арендуемый); выгодность расположения; плата за аренду земли, сколько, в каком виде; срок аренды; количество работников.

III.   Характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования; оценка стоимости оборудования; собственное или на правах аренды; стоимость арендованного оборудования; стоимость не установленного оборудования.

   Список основного оборудования с его оценкой лучше давать в приложении.

IV.  Организационная структура: управленческая структура, т. е. кто персонально принимает стратегические решения, какие отделы принимают участие в принятии решений, квалификация управленческого персонала; количество отделов, цехов, их основные функции; текучесть кадров, каких специальностей не хватает для нормального функционирования производственного цикла.

V.     Технологическая структура: оценить уровень развития производственных линий; выявить проблемы старения технологии и потенциала в рамках предприятия, которые могла бы благоприятно или отрицательно влиять на развитие компании; описать основные производственные операции; показать загруженность оборудования; рассказать, как организуется производство продукции; где покупаются запасные части, комплектующие изделия; оценить сырьевую зависимость; показать основных поставщиков; как осуществляется контроль над качеством продукции (работ, услуг) и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.