Рефераты. Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира

            Одновременно, на основе чрезвычайного закона о банках, последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности.

            Действующим банкам был предоставлен кредит в 1 млн. долларов, ожививших арену кредитных отношений. Правительство добилось усиления экспортных возможностей страны, улучшения позиций национального производителя, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала, создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса. Оживление промышленного производства – основа процветания США – должно было потянуть за собой решения многих кризисных проблем, а главной – сокращение колоссальной безработицы.  В 1933 г. принимается закон «О восстановлении национальной политики». На основе закона был сформирован координирующий властный орган – Администрация национального восстановления. Одновременно, отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17) разработали «кодексы честной конкуренции», по которым для одной отрасли строго регламентировались объемы производства, пределы заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на продукцию. Кодексы подлежали утверждению президентом США.

            Конгрессом США была создана «администрация общественных работ». Она развернула широкомасштабную деятельность по созданию новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве, организации трудовых лагерей для безработной молодежи и т. д..

            Правительство приступило к осуществлению крупных общенациональных проектов.  Например: возведение гигантских плотин, с помощью которых  предполагалось электрифицировать всю страну.

            Мероприятия по восстановлению промышленности оказали благотворное воздействие на хозяйственные отношения. В течении двух лет  (до 1935 г.) удалось установить действенный контроль над промышленностью.

            Важной была антикризисная аграрная политика – этот сектор возглавляла Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления кризиса перепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций  фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах, что способствовало бы поддержанию цен на сельхозтовары и тем самым увеличению доходов фермеров.

            Доходы фермеров выросли в половину, по сравнению с 1933 годом. Но от системы премирования и компенсаций выиграли только крупные хозяйства,  а мелкие фермеры продолжали испытывать трудности.  В связи с этим, правительство приняло чрезвычайные меры по снижению фермерской задолженности. Была произведена эмиссия казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд. Долл., что позволило  в 1933-35 гг.. предоставить фермерам дешевые кредиты и тем самым ослабить обвальный процесс банкротства фермерских хозяйств.

            В 1935 году трудящимся удалось добиться принятие национального закона о трудовых отношениях или закон Вагнера. Признавалась законность организации рабочих  в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересы наемников перед работодателями путем заключения коллективных договоров, даже методом забастовки. Закон запрещал администрации вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций, преследовать профсоюзных деятелей и рядовых членов  профсоюза. Одним из результатов принятия закона Вагнера стало объединение всех   рабочих организаций в  Рабочий Альянс Америки (1936 г.). В 1936 году был принят закон о социальном обеспечении, который вводил систему  пенсий по старости и пособий по безработице, болезни, инвалидности.

            Спустя два года  принимается закон о справедливых условиях труда, который установил  44 часовую рабочую неделю, определял минимальную и максимальную пределы зарплаты, запрещал использование детского труда.

            Комплекс названных законов существенно улучшил положение наемных работников, что послужило со стороны консерваторов для обвинения Рузвельта в социализации отношений найма.

            В действительности, задачей политики Рузвельта было выведение экономики страны из тяжелейшего кризиса, которым были поражены все сферы народного хозяйства, восстановление рыночного механизма, основанного на отношениях частной собственности, купли и продажи рабочей силы.

            Усиление системы государственного регулирования  вызванное кризисом, позволяло вместе  с вмешательством государства в экономические отношения, удерживать  страну как раз  от растущего социального протеста, который мог привести к революционному изменению строя.

            В целом, активная политика государственного вмешательства позволила США, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики.  К 1937 году по ряду основных экономических показателей США вышли на отметку 1939 года.

            В Англии, так же как и в Америке, после войны наблюдались этатисткие тенденции и их ослабление в 1919-29 гг.. Англия, как победительница, в некоторой мере компенсировала значительные потери, понесенные во время войны. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, потери торгового флота и другие факторы определили длительный период вялого развития народного хозяйства страны, вплоть до начала  мирового кризиса. Англия оказалась должником США. В Англии, по сравнению с США, происходило развитие передовых отраслей промышленности: химическая, автомобильная, электротехническая, авиационная и другие. Стагнацией были охвачены старые отрасли – судостроение, металлургия, угледобывающая, текстильная.

            Нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленности перейти к новым формам производства, как это происходило в США. Англия сделала упор на производство высококачественных товаров, не массовых, дорогостоящих , что позволило производителям сохранить за собой весьма доходную нишу на внешнем и внутренних рынках. Вытеснению Англии с внешних рынков способствовало усиление протекционистских  тенденций в мировой торговле. Кроме того, страна постепенно уступала товарные рынки, из-за отчетливой переориентации Английского правительства на банковскую сферу.  Так, в 1925 году правительство провело ревальвацию английской валюты за счет введения золотого стандарта фунта стерлинга.

            Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 года, т.е. несколько позднее.  В правящих кругах не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличить бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, за счет усиления налогового пресса  на имущих. Последние оказали серьезное сопротивление, что заставило Дж. Макдональда сформировать  в августе 1931 г. новый кабинет. Новое правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов, произошло сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, зарплате госслужащим, пособиям по безработице. Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ с целью восстановления платежного баланса.

            Важным мероприятием стала  отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Англией должна были последовать страны, входившие  в так называемый  стерлинговый блок (25 государств) – страны Скандинавии, Голландия, Португалия и др., включая британские колонии, которые устанавливали курс  своих валют  на основе курса английского фунта. Страны блока передавали  свои валютные резерва Англии  в общий фонд блока, что давало стране немалые выгоды. Члены блока вынуждены были закупать английские товары, и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

            В отношениях со странами – конкурентами, сохранившими некоторое время золотой паритет национальных валют  ( США, Франция, Германия, Италия и др.). Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров.

            Уже в конце 1933 года, в комплексе с другими антикризисными мерами, Англии удалось достичь стабилизации. Это происходило за счет использования преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и жестокостью внутреннего  экономического курса.  В конце 1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает смягчаться, о чем свидетельствуют рост зарплаты, восстановление урезанных пособий по безработице и т.п. мероприятия, которые способствуют смягчению социальных противоречий. Начавшийся подъем подкреплялся существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения. Наряду с этим, меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции.

            За годы войны и во Франции ярко проявились черты складывающейся системы государственного регулирования экономики. Ее значительные материальные потери были частично компенсированы проигравшими странами  (главным образом Германией). На основе положений Версальского договора, к Франции  отошли развитые в хозяйственном отношении  области – Эльзас и Лотарингия, на срок  до 15 лет – угольная Саарская область.

            Вместе с контрибуцией и территориальными приобретениями  это составило основу для успешного развития народного хозяйства страны в послевоенный период (1919-1930) . Темпы экономического роста Франции  были самыми высокими по сравнению с другими странами. В целом, успешное развитие было основано на  форсированном росте  показателей в промышленном секторе и, прежде всего,  в новых и старых отраслях, связанных с военными заказами, в то время сельское хозяйство  и отрасли легкой промышленности переживали застой.

            Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее – в 1930 г.. Но он был затяжным и глубоким.

            И немаловажно неустойчивое внутриполитическое равновесие под воздействием роста популярности социалистических и коммунистических движений. Процесс этатизации после Первой мировой войны  и во Франции повернул вспять.

Упорная борьба между различными политическими силами  в свою очередь определила  особенности антикризисной политики.

Подавление коммунистами и социалистами фашистского путча в 1934 г. вызвало заметный рост влияния двух партий: социалистической и коммунистической, которые объединились в народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства. Произошло неприятие населения  антикризисных мер буржуазных кабинетов, которые использовали традиционные методы сокращения бюджетного дефицита, снижения зарплаты, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогооблажения и т.п..

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.