Информация является необходимым элементом в принятии решений, которые имеют ряд характерных особенностей для инновационной деятельности, а именно: разработки планов и программ инновационной деятельности, организации и мониторинга и наблюдения за ходом разработки инновации и ее внедрения, рассмотрение проектов инноваций, проведение единой инновационной политики, создание целевых групп и т.п.
Примечание: 5 – очень высокая оценка, 4- высокая оценка, 3- удовлетворительная оценка, 2- низкая оценка, 1 – очень низкая оценка.
Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.
Для оценки качественных характеристик требуется содержательная информация, состав которой регламентируется соответствующими формами документов (вклад в крупные структурные сдвиги, повышение экономической эффективности, конкурентоспособность на внутреннем рынке, перспективность и др.).
«После выбора приоритетов следует определить стратегические направления развития инновационной деятельности и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Стратегия начального этапа может включать более эффективное использование ресурсов в таких отраслях, как телекоммуникации, пищевая и легкая промышленность, строительство и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе возможна стратегия концентраций усилий в отраслях, где Россия имеет определенные конкретные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная промышленность). На третьем этапе появляется возможность реализовать стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции на рынке, с последующим выходом на новые рынки.
Все три стратегии предполагают соответствующую поддержку государства, создание как внешних, так и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести меры государственного регулирования (налоги, пошлины, тарифы), направленные на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение конкурентоспособности.
К внутренним условиям следует отнести реструктуризацию и реформирование существующих инновационных предприятий и организаций с целью повышения эффективности менеджмента. В результате восстанавливается платежеспособность инновационных предприятий, создается потенциал роста их стоимости, инвестиционной привлекательности.
В составе внешних условий особое место занимают федеральные программы (в том числе для инновационных предприятий), а также гранты, безвозмездные субсидии для научных организаций». [11, с. 120]
Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ.
1. Проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инноваций и продвижение их на рынок, создание благоприятного инвестиционного климата. В основном используются косвенные методы управления (через предоставление льгот и т.п.). Прямые методы и бюджетные ассигнования используются через федеральные и межгосударственные программы решения важнейших проблем развития.
2. Приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, являются основой государственной, научно-технических программ, направленных на решение среднесрочных (3-7 лет) ключевых проблем.
3. Фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является базовое финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий для включения в тип 2).
Приоритетным типом разработок, требующим прямой государственной поддержки, является тип 2. Главным принципом отбора научных достижений в качестве приоритетов НТП должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей.
Подводя итоги главы, отметим, что при реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.
Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое.
Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ: проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу, приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития.
3.МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
3.1 Классификация методов оценки эффективности
В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам и поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.
Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.
Методами, основанными на учетных ставках (без дисконтирования) являются период окупаемости (pay back period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (average rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt cover ratio, DCR).
Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и др. Это показатели метод индекса рентабельности (profitability index, PI), чистую стоимость (чистый дисконтированный доход, net present value, NPV), и внутренняя норма доходности (internal rate of return, IRR). Все названные методы оценки проекта представлены на рис. 3.
Коэффициент покрытия долга (DCR)
Коэффициент эффективности инвестиций (ARR)
Период
окупаемости (PP)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11