Рефераты. Кредитный риск и способы его снижения

Перед украинскими банками стоят серьезные трудности в деле управления кредитным риском. Давление внутренних и внешних обстоятельств политического характера, трудности производства, финансовые ограничения, сбои рынка, частые ситуации нестабильности подрывают финансовое положение заемщиков. Более того, финансовая информация часто является ненадежной, правовая структура не способствует выполнению обязательств по погашению долга. Часто трудности внешнего характера усиливаются внутренней слабостью и сопровождаются дальнейшим ухудшением активов.

Украинские банки зачастую не располагают разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить:

§         отсутствие письменно зафиксированной кредитной политики и процедур,

§         отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля,

§         поверхностный кредитный анализ,

§         завышенная стоимость залога,

§         недостаточно частые контакты с клиентом,

§         отсутствие контроля за кредитами,

§         плохой контроль за документированием кредитов,

§         неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс,

§         неполная кредитная документация и др.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, большие портфели проблемных кредитов, убытки по ним, неплатежеспособность и неликвидность.

Тем не менее, необходимо отметить, что многими украинскими банками в настоящее время уже разработаны или начали разрабатываться собственные системы оценки и управления кредитного риска. Конечно, о совершенстве говорить еще рано, но причина этому, в большей степени, сложность и нестабильность экономической ситуации в стране, а не нежелание или низкая квалификация отечественных специалистов.

Так, например, в анализируемом Банке специалисты ЕБРР, KPMG, американской компании “Barens Group” и французского банка CCF (Credit Commercial de France) в течение двух лет оказывали консультационную помощь в подготовке стратегической программы развития Банка, проведении организационной реструктуризации, подготовке Декларации о кредитной политике и Руководства по кредитным процедурам, организации кредитной работы. А также обучили специалистов Кредитного подразделения современной технике оценки эффективности инвестиционных проектов и кредитного анализа.

Основываясь на опыте работы в кредитном подразделении Банка, я хотела бы выделить несколько этапов, которые необходимо пройти любому банку для построения эффективной системы кредитования и управления кредитными рисками:

1.      Формулировка кредитной политики банка.

2.      Разработка организационной структуры кредитного подразделения.

3.      Создание системы принятия административных решений.

4.      Разработка внутренних нормативных документов в области кредитования,
в т.ч. системы лимитирования, ценообразования, авторизации.

5.      Разработка процедуры проведению кредитного анализа (принятие стандартизованных форм и документов анализа сейчас становится практикой, преимущество такого подхода заключается в том, что он делает оформление, анализ, проверку и решение о кредитовании намного проще).

6.      Создание системы мониторинга кредитов и взыскания долгов.

7.      Организация контроля и регулирования уровня кредитного риска банка в целом.

8.      Обучение специалистов всех кредитных подразделений банка.


Настоящая дипломная работа предполагает анализ отдельных методов снижения кредитного риска, тем не менее, я хотела бы на примере работы Банка представить наиболее значимые из названных выше этапов, так как только организация комплексной системы управления кредитным риском в банке позволит получить максимальный эффект от применения отдельных методов.

(a)              Кредитная политика

Кредитная политика создает основу всего процесса кредитования, формулирует общие принципы и ограничения, утверждается Советом банка и оформляется как письменный документ, которым руководствуются все работники Банка. Содержание и структура этого документа различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

Прежде всего, в нем формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по кредитам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. Кроме этого делается расшифровка, каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются приемлемые для банка виды кредитов, кредиты, от которых банк рекомендует воздерживаться, предпочтительный круг заемщиков, нежелательные для банка заемщики по различным категориям, география работы банка по кредитованию, ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков, политику банка в области управления кредитным риском, ревизий и контроля.

Ниже приведена схема Декларации о кредитной политике коммерческого Банка, система управления кредитным риском которого выбрана для рассмотрения в настоящей дипломной работе:

§         Предмет кредитной политики, фундаментальная кредитная философия Банка

§         Ключевая роль кредита в стратегической бизнес-миссии Банка

§         Исполнение законодательства Украины, а также правил и требований НБУ

§         Трех уровневая организация ведения кредитной деятельности

§         Приемлемые виды кредитов

§         Осторожность в выборе риска клиента

§         Построение и поддержание диверсифицированного кредитного портфеля

§         Утверждение и соблюдение приемлемых лимитов по риску потенциальных убытков

§         Политика процентных ставок и комиссионных

§         Рациональное соотношение между риском и доходом

§         Оптимальное обеспечение на период действия кредита

§         Создание и соблюдение системы кредитного рейтинга

§         Контроль кредитных рисков и процедур в филиалах

§         Классификация проблемных кредитов, их отработка и ликвидация залога

§         Улучшение и развитие кредитных продуктов

§         Усиление маркетинговой работы

§         Акцент на комплексную банковскую деятельность

§         Применение рекомендаций международных аудиторских фирм

§         Развитие и обучение персонала

(b)              Кредитные процедуры

В любом банке должна быть разработана методологическая база по кредитованию. В Банке для организации эффективного процесса кредитования, кроме Декларации о кредитной политике, разработано Руководство по кредитным процедурам, которое является внутрибанковским нормативным документом, регламентирующим механизм выдачи кредитов юридическим лицам и направлено на минимизацию кредитных рисков, повышение надежности кредитного портфеля Банка, а также унифицирование процесса кредитования во всех подразделениях Банка.

Процедуры - это требования к определенным действиям или бездействиям, не предоставляющие свободы принятия решения. В случае использования Процедур, действия сотрудника Банка должны строго им соответствовать с целью обеспечения точного выполнения операций различными подразделениями Банка.


Руководство составлено на основании действующего законодательства Украины, Положения НБУ “О кредитовании”, других нормативных документов НБУ, а также с учетом Декларации о кредитной политике Банка и других внутренних нормативных документов Банка.

Руководство по кредитным процедурам было введено в действие одновременно с Декларацией о кредитной политике. При всех имеющихся различиях цель и масштаб двух документов дополняют друг друга. Задачей данных документов является установление поля для принятия решения и обеспечение того, чтобы решение способствовало достижению желаемых результатов.

Руководство по кредитным процедурам направлено на решение следующих задач:

Þ  установление в Банке единой практики работы с кредитами;

Þ  эффективное взаимодействие подразделений Банка на всех организационных уровнях;

Þ  методическое обеспечение сотрудников кредитных подразделений на всех организационных уровнях по всем аспектам кредитного процесса;

Þ  содействие в стандартизации и упрощении кредитной работы;

Þ  обеспечение механизмов взаимодействия в обязанностях и процедурах, а также централизованное введение изменений;

Þ  обеспечение механизма управления и контроля для выполнения работы в соответствии с процедурами;

Þ  создание блока законодательной информации для разрешении юридических споров;

Þ  избежание дублирования усилий и обеспечение гармоничной деятельности сотрудников посредством установления четко определенных обязанностей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.