Рефераты. Кредитные операции коммерческих банков. Кредитный риск и методы управления им

Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключение кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетом кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди кредитных документов принадлежит КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:

·        договор, предусматривающий предоставление заемщиком гарантий;

·        договор, предусматривающий передачу заемщиком залога;

·        договор, предусматривающий страхование ссуды за счет заемщика в страховом обществе;

·        договор, комбинирующий все или часть предыдущих условий.

Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

          Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако это сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и непрочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

          В экономическом плане кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержит набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

          Учитывая эти обстоятельства, а также международный опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.


ПРЕАМБУЛА, где указываются наименования сторон, организационно-правовая форма каждой из них.

I. Предмет и сумма договора

В данном разделе уточняется вид кредита (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда на отдельную сделку), цель, сумма кредита, порядок регулирования предельного уровня (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).

          II. Порядок предоставления и погашения ссуды

Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.

          III. Способы гарантии возврата кредита (залог, гарантия, поручительства, страхование).

          IV. Условия кредитования

Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик.

V. Процентные ставки и комиссионное вознаграждение

VI. Обязательства сторон

Особое внимание обращается на обязательства заемщика (в зарубежной практике в данном разделе предусматриваются следующие обязанности клиента:

а) подвергнуться независимому аудиту и представить соответствующее заключение в банк;

б) представлять в банк свою отчетность и все необходимые для кредитования сведения;

в) разрешить банку проводить проверки с предоставлением ему любой отчетности в ходе таких проверок;

г) не реорганизовываться без уведомления банка;

д) застраховать имущество, в т. ч. находящееся в залоге;

е) создать в банке, выдавшем кредит, депозит в определенной сумме на срок до погашения ссуды;

ж) открыть в банке, выдавшем кредит, расчетный счет.

VII. Санкции при невыполнении условий договора

VIII. Порядок разрешения споров

IX. Срок действия договора

Х. Юридические адреса сторон

XI. Подписи сторон).

К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.

ДОГОВОР О ЗАЛОГЕ должен соответствовать требованиям закона О залоге. В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора  о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.

ГАРАНТИЙНЫЕ ПИСЬМА И СТРАХОВЫЕ ПОЛИСЫ также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение в число участников таких договоров банка повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком.

Наряду с кредитной документацией, имеющей правовой статус, в кредитной работе используется также СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, составляемая кредитными инспекторами. К ней, в частности, относятся СПАВКИ О ПРОВЕРКАХ КЛИЕНТОВ на месте. Одним из наиболее важных направлений таких проверок является выяснение того, как выполняются условия кредитного договора. В зарубежной практике результаты подобного контроля со стороны банка фиксируются в специальных ВЕДОМОСТЯХ. Форма ведомости разрабатывается банком. Обычно в ней отражаются: условия кредитного договора, подлежащие проверке (указывается соответствующий пункт договора); даты проверок; отметки (+, -) о выполнении. Если клиент не выполняет важное условие кредитного договора, банк оперативно вводит санкции, предусмотренные в нем.

Накопление информации о клиенте и о характере его взаимоотношений с банком – назначение КРЕДИТНОГО ДЕЛА. Банки России пока не уделяют должного внимания ведению таких дел. В большинстве случаев они содержат лишь технико-экономические обоснования, кредитные договоры и сопровождающие их документы (договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы). Редкостью в кредитных делах являются даже балансы клиентов. Все это означает слабую информированность банков о клиентах и, следовательно, высокий совокупный риск кредитного портфеля.

Можно рекомендовать разрабатывать следующие основные разделы кредитного дела:

I.                  Бухгалтерская отчетность, характеризующая кредитоспособность заемщика (балансы, отчеты о прибылях и убытках).

II.               Кредитная документация по всем ссудам, выданным клиенту за последние два года.

III.           Аналитические записки и справки.

IV.            Переписка с клиентом, протоколы совещаний по принципиальным вопросам, записи принципиальных телефонных переговоров.

V.               Вырезки из газет и журналов, касающиеся клиента.


ЦЕНА БАНКОВСКОГО КРЕДИТА

Деньги в качестве кредитных ресурсов представляют собой предмет купли-продажи, имеющий свою цену – БАНКОВСКИЙ (ССУДНЫЙ) ПРОЦЕНТ. Процент выступает в виде определенной суммы денег, получаемый кредитором от заемщика за «товар» - в данном случае за пользование временно ссуженными деньгами. Точнее, даже не за пользование, а за право пользования: если кредит просто пролежал у заемщика, то это не освобождает последнего от необходимости платить за него. В строгом смысле слова за взятый кредит необходимо заплатить не только процент – необходимо погасить сумму основного долга, а кроме того, нередко приходится платить комиссионные, штрафы. Тем не менее, ценой кредита считается именно банковский (ссудный) процент как цена или плата за право пользования заемными средствами. Источником уплаты процента является часть прибыли (дохода) заемщика, полученная им в результате использования заемных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.