Рефераты. Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития

Учитывая вексель, клиент банка приобретает ликвидные средства, а также избавляется от забот по возврату банку полученных по учету сумм, поскольку банк получает их непосредственно от векселедателей и только лишь при неблагоприятном финансовом состоянии последних обращается к предъявителю векселя.

Если банк принимает к учету только векселя, основанные на то­варных сделках, то он должен быть уверен в своевременной их оп­лате и товарном характере сделки. Следовательно, необходима проверка кредитоспособности клиента и правильности оформле­ния векселей. Никаких объяснений по поводу отказа в приеме век­селей к учету банки давать не обязаны. В число предоставляемых банками услуг может входить прием от клиентов заявлений об ут­рате векселей и оповещение об утраченных векселях других бан­ков.

К числу чисто российских изобретений последних лет рыночных реформ я хотел бы отнести так называемый «псевдофинансовый» вексель. Этот  инструмент товарного и финансового рынков, как правило, не обеспечен ничем кроме обязательств финансовой компании, промышленного предприятия уплатить по этому векселю. Это обязательство, а это и есть главное отличие этой квазивалюты российской экономики, может быть ничем не подкреплено, ничем не обеспечено в свою очередь и эмиссия этих «обязательств» ничем не ограничена (за исключением норматива Н-13 для банковских учреждений согласно инструкции № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитной организации"). Поэтому в нашей стране практически сложилась еще одна система эмиссионных центров, которая создала целую экономику зачетов, систему своих кредитных учреждений и функционирующую, в настоящее время, по своим зачастую неподвластным исполнительной власти законам.

Бессилие федеральных властей противостоять этой экономике проявляется в безосновательном аресте наиболее ярких и одиозных руководителей - создателей наиболее широко распространенных систем зачетов (например, недавний арест создателей системы векселей «Сибирьэнерго»).

Злоупотребления, которое узаконила вексельная экономика, можно выделить следующие:

1) самое масштабное - эмитирование векселей коммерческими банками под гарантии федерального Министерства финансов. Яркий пример - финансирование северного завоза в 1996 году: из трех триллионов рублей отпущенных на завоз, Север  получил лишь два с небольшим триллиона. Разница между двумя и тремя триллионами - это вексельный дисконт и одновременно доход банков , выпустивших свои векселя под первоклассное обеспечение. Всем известно, что в инфляционной экономике (а  в вексельной экономике инфляция составляет тысячи процентов годовых) главный доход получает эмитент обесценивающихся денег, точно также в случае вексельной эмиссии главный доход получает эмитент векселей;

2) укрывание руководством промышленных предприятий своих доходов от акционеров, собственников предприятий, налоговых органов государства через барторизацию и векселезацию своей деятельности. Мне приходилось встречаться с руководителями предприятий, у которых объем денежной реализации составляет меньше одного процента. Проблем у этого руководителя нет, за исключением двух: зарплата сотрудникам и налоговый сборы в федеральный бюджет. Так как зарплату он выдает на своем предприятии раз в полгода и ту старается отдать бартером, а в федеральный бюджет он просто не платит, то все остальное у него выглядит достаточно благополучно. Для собственного потребления он всегда может продать некоторую часть свое продукции за наличный расчет или за вексель, легко продаваемый за деньги, а скрыть происшедшую реализацию позволяют произвольно назначаемые цены при бартерно-вексельной продаже.

3) произвол в принятии векселей к погашению. Рыночная стоимость векселя в российских условиях впрямую зависит от статуса участников сделки, что и делает вексель идеальными квазиденьгами для российского рынка. У «хорошего» человека вексель, которому еще три месяца «зреть», возьмут в бюджет или учтут при расчетах по номиналу, а у всех остальных - с произвольно назначаемым дисконтом или ограничениями.

Размах вексельной экономики, экономики неплатежей (свыше одного квадриллиона рублей неплатежей, что составляет около половины ВВП России, а денежный агрегат М2 - двести девяносто триллионов рублей)[6] оценить точно сейчас никто не может и каких либо статистических данных нет ни у кого. На мой взгляд, заинтересованными сторонами в развитии этой параллельной экономики являются:

1)  отдельные федеральные правительственный ведомства, понимающие, что, поборов денежную инфляцию и закрыв глаза на эмиссию векселей, российская экономика хоть как то может продолжать работать;

2)  представители отдельных коммерческих банков России, которые в рамках программ финансирования отдельных отраслей под правительственные гарантии, получают сверхдоходы, не  снившиеся им в условиях денежной инфляции 1992-1994 годов.

3)  руководители региональных властей, получившие в свои руки миниэмиссионные центры - уполномоченный банки администраций, со всеми вытекающими от сюда плюсами.

4)  директорат промышленных предприятий, якобы, из-за кризиса неплатежей неплатящий налоги, заработную плату своим рабочим, скрывающий истинное положение с реализацией от акционеров и собственников предприятий.

5)  сложившийся круг финансовых посредников, близко стоящий как к региональному руководству, так к промышленному генералитету.

Если брать отдельно налоговый аспект проблемы параллельного существования вексельной экономики, то можно привести слова главы «Уралмаша» господина   Бендукидзе К., что, если в стране в обращении находятся две валюты , и с одной из них берется налог, а с другой - нет, то неналогооблагаемая валюта вытесняет из обращения ту, которая облагается налогом.

В качестве одного из первых мероприятий легализации вексельного оборота, который по своей сути является нормальным рыночным явлением и который исказила именно российская экономика неплатежей, можно было бы предложить:

1) внедрение в практику векселей банков вместо векселей промышленных предприятий. Законодательно это закрепить нельзя, но можно предложить целый комплекс мер, которые позволят банковским векселям занять лидирующее место в организации вексельных расчетов. Как отмечалось выше, эмиссия банковских векселей подлежит косвенному регулированию в соответствии со значением обязательного экономического норматива Н13 для кредитных учреждений;

2) проведение вексельного обращения к единым стандартам, действующим в рыночной экономике:

n   безусловное соблюдение вексельной дисциплины, законодательное запрещение освобождения по каким-либо причинам любого векселедателя от наложенного протеста, а также от обеспечения платеже государственными дотациями, перепиской векселей, выдачи новых ссуд и т.д.

n   принятие реального механизма банкротства , что создаст юридические и экономические основы для ведение жесткого механизма протеста векселей.

3) введение практики отказа в использовании открытых кредитов и открытии новых, восстановление кредитования несостоятельных векселедателей по истечении одного-двух лет (по усмотрению банка) со дня протеста непогашаемого векселя, при условии, что за этот промежуток времени или не будет допущено других протестов, а опротестованный вексель оплачен.

4) развитие информационной базы коммерческих банков. Каждый банк должен знать о протестах , совершенных от имени другого банка. Целесообразно провести регистрацию всех без исключения векселей, опротестованных как от имени банков, так и безо всякой связи с банковскими операциями.

5) нотариусы должны сообщать коммерческим банкам сведения обо всех опротестованных у них векселях в ведомостях, которые после регистрации в книге протестов в банке передаются в Центральный банк, ведущий каталог протестов. В целях поддержки вексельной дисциплины он должен информировать все коммерческие банки и другие кредитные учреждения , а также крупных клиентов о протестах векселей, классифицированных по группам контрагентов, издавая  «Бюллетень протестов векселей». Указанные в нем статистические данные опубликованию в другой печати не подлежат, сам  бюллетень следует сделать платным подписным изданием для служебного пользования.

Следующим перспективным видом непрямого банковского кредитования является факторинг (согласно гл. 43 ГК РФ правильнее использовать термин - финансирование под уступку денежного требования).

Хотелось бы сказать, что все эти предлагаемые меры либо указаны в Единообразном вексельном законе (ЕВЗ)1930 года, либо в принятых российских законодательных актах, но из-за отсутствия механизма практического применения в современных российских условиях сегодня не работают. Можно сразу предупредить традиционную ошибку нашей законодательной власти в вопросах регулирования вексельного обращения отступать от положений Единого вексельного законодательства, которому в 1936 году Россия присоединилась, подписав Женевскую международную конвенцию о векселях 1930 года.

Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права (согласно п.3.3. Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 Россия должна в ближайшее время присоединиться), операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3) инкассирование его  задолженности;

4) страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отде­лов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, свя­занных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.