Рефераты. Краткосрочная финансовая политика

Одним из классических примеров использования метода «точно в срок» является деятельность фирмы «Тойота», построившей свой бизнес таким образом, что около 90% всех поставщиков этой автомобильной компании сосредоточены в предместье Тойото. При этом подавляющее большинство комплектующих доставляется к месту сборки в течение нескольких часов или минут до того, как они будут использованы, что позволяет компании значительно сократить операционные расходы и избавиться от непроизводительного труда.

На основе системы JIT крупными американскими компаниями была разработана система комплексного планирования потребностей в материалах — MRP, при которой каждый элемент производства, каждая комплектующая деталь должны быть в нужное время в нужном количестве. Это обеспечивается формированием такой последовательности производственных операций, которая позволяет соотносить своевременное изготовление продукции с заложенным планом выпуска. В упрощенном виде исходную информацию для MRP-системы представляют главный календарный план производства — (master production schedule MPS), [MPS — главный календарный план производства. Одна из первых методик, получивших официальный статус стандарта В ее основу входило определение количественных показателей каждого выпускаемого изделия в привязке к временным дискретам планирования (неделя, месяц) в пределах горизонта планирования — так называемое объемно-календарное планирование. Финансовые результаты также оценивались по периодам.]

ведомость материалов, состав изделия, состояние запасов. На основании входных данных MRP-система выполняет следующие основные операции:

• по данным MPS определяется количество конечных изделий для каждого периода времени планирования;

• к составу конечных изделий добавляются запасные части, не включенные в MPS;

для MPS и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ведомостью материалов и составом изделия с распределением по периодам времени планирования;

Рис. 6.3. МRР-система

• общая потребность материалов корректируется с учетом состояния запасов для каждого периода времени планирования;

• осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учетом необходимого времени опережения.

Результатом работы MRР-системы является план-график снабжения материальными ресурсами производства (потребность каждой учетной единицы материалов и комплектующих для каждого периода времени). Для реализации плана-графика снабжения система создает график заказов в привязке к периодам времени. Он используется для размещения заказов поставщикам материалов и комплектующих или для планирования самостоятельного изготовления с возможностью внесения корректировок в процессе производства. Системы класса MRP по соотношению «цена — качество» подходят для небольших компаний, где функции управления ограничиваются учетом (бухгалтерским, складским, оперативным), управлением запасами на складах и управлением кадрами.

Контроль за движением запасов в компании позволяет своевременно размещать заказы на пополнение запасов и обеспечивать их рациональное использование. Весьма результативна система контроля, получившая название «метод ABC». Сущность этого метода заключается в проведении классификации всех запасов по комплексному параметру, учитывающему их важность, стоимость, дефицитность и проч.

ABC-метод базируется на правиле Парето, суть которого сводится к тому, что контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. На практике сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20 (восемьдесят на двадцать), что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20% позиций запасов позволяет на 80% контролировать всю их систему.

Обычно прибегают к трехступенчатому ранжированию запасов — категория А (важные, дефицитные), В (вспомогательные, легкодоступные) и С (средний вариант). Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов запасов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа. Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для организации и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для товарно-материальных запасов этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа. Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве. Начинать наводить порядок нужно с самой маленькой и самой дорогой группы А.

По мнению специалистов, наибольший эффект дает применение метода ABC в комбинации с другой, пока мало известной в России техникой — XYZ.

ХYZ-анализ позволяет классифицировать запасы в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговых фирм. Результат XYZ-анализа — группировка ресурсов по трем категориям: категория X, ресурсы которой характеризуются стабильной величиной потребления (например, если речь идет о сырье, то существуют нормы расхода каждого вида сырья), незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза; категория Y, ресурсы которой характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования; категория Z характеризуется нерегулярным потреблением ресурсов, отсутствием каких-либо тенденций, невысокой точностью прогнозирования.

Объединение результатов XYZ-анализа и данных метода ABC позволяет разбить запасы на девять блоков, каждый из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них (рис. 6.4).

В управлении этими блоками существуют определенные закономерности. Группы АХ, AY и AZ требуют наибольшего внимания, для них необходимо тщательное планирование потребности, нормирование расхода, скрупулезный (ежедневный) учет и контроль, постоянный анализ отклонений от запланированных показателей. Причем, для категории АХ следует рассчитывать оптимальный размер закупок и возможно использовать JIT. А для категории AZ эффективнее использовать систему снабжения по запросам с обязательным расчетом величины страхового запаса. Для ресурсов категории СХ, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования, а функции контроля чаще всего делегируются низшим ступеням управления.

Уменьшение точности прогнозирования

Рис. 6.4 Объединение результатов ABC- и XYZ-анализа

Классификация систем контроля за состоянием запасов производится в зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров, как размер заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период повторения) заказа. Данная классификация приведена в табл. 6.5.





Таблица 6.5 Регулирующие параметры систем контроля за состоянием запасов

Тип системы контроля

Регулирующие параметры

Оценка параметра

1 Система с фиксированным размером заказа

1. Размер заказа

2 Точка заказа

Величина партии поставки (величина постоянная). Фиксированный уровень запаса, при снижении до которого организуется заказ очередной партии

2 Система с фиксированной периодичностью заказа

1. Продолжительность периода повторения заказов

2. Максимальный запас

Оба параметра постоянные, варьирует лишь размер партии

3 Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня

1. Периодичность заказа

2. Максимальный запас

3. Точка заказа

Величина всех трех параметров постоянная. Заказ, величина которого постоянно рассчитывается, осуществляется не только в установленные моменты времени, но

и при достижении запаса точки

заказа

4 Система «Минимум-максимум»

1 Максимальный запас

2 Точка заказа

3. Периодичность заказа

Величина первых двух параметров постоянная, периодичность заказа — величина переменная, в определенных пределах варьирует и размер закупаемой партии


Для контроля за состоянием запасов в ряде стран применяются показатели запасоемкости, нормативы предельного уровня запасов, показатели скорости товарооборота и времени обращения товаров.

6.4. Управление дебиторской задолженностью компании

Дебиторская задолженность — это сумма задолженности в пользу компании, представленная финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам: дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил; дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок; дебиторская задолженность по полученным векселям; дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; прочие виды дебиторской задолженности.

На величину дебиторской задолженности компаний влияют:

• общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с их ростом растут и остатки дебиторской задолженности);

• условия расчетов с покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);

• жесткость системы взыскания дебиторской задолженности (чем активнее компания во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности);

• платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.