Еще один распространенный способ ухода от уплаты таможенных пошлин – контрабанда под видом временного вывоза сырья на давальческой основе с последующим беспошлинным ввозом продуктов его переработки.
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцированы прежде всего в зависимости от страны происхождения товара.
Правительство РФ устанавливает базовые ставки ввозимых таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. Эти ставки применяются независимо от страны отправления указанных товаров.
Для товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции России, ставки импортных таможенных пошлин уменьшаются в два раза.
Импортируемые товары из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций России вообще освобождены от ввозных таможенных пошлин.
Преференциальный режим – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется он в виде:
1. скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары;
2. специального валютного режима;
3. льготного кредитования или страхования внешнеторговых операций;
4. предоставления финансовой и технической помощи.
В России преференциальный режим может применяться (восстанавливаться) при условии получения надлежащим образом
оформленного удостоверения о происхождении товаров не позднее чем через год со дня осуществления таможенного оформления.
Однако преференциальный режим при импорте может распространяться не на все товары. Перечень таких товаров устанавливается Правительством РФ. В настоящее время этот режим не распространяется, в частности, на магнитофоны, автомобили, бижутерию, некоторые виды часов, одежды, обуви, алкогольных напитков и т.д..
Иными словами, размер ставок импортных таможенных пошлин или освобождение от них зависит от страны происхождения товара. Принципы определения страны происхождения товара основываются на сложившейся международной практике. Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона о таможенном тарифе.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара могут пониматься также группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения.
К товарам, полностью произведенным в данной стране, относятся:
1. добытые полезные ископаемые;
2. выращенная и собранная растительная продукция;
3. родившиеся и выращенные животные;
4. продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
5. товары, произведенные исключительно из этой продукции.
Если в производстве товара участвуют две или более страны,
происхождение товара определяется в соответствии с критерием достаточной переработки, к которым относятся:
· изменение товарной продукции в результате ее переработки в соответствии с классификационным кодом товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;
· выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той же страны, где эти операции имели место;
· изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
Таможенный орган вправе требовать предоставление сертификата в подтверждение страны происхождения товара. В обязательном порядке сертификат требуется:
1. по ввозимым товарам, происходящим из стран, которым предоставляется преференциальный режим;
2. по товарам, ввоз которых количественно ограничен;
3. когда декларируются недостаточные сведения о происхождении товара и т.д.
Сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с
таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении.
Таможенными пошлинами облагаются большинство видов товаров народного потребления и продукции производственно – технического назначения.
После принятия Федерального закона «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» (март 1995 г.) отменены ранее предоставляемые индивидуальные таможенные льготы. Остались лишь льготы, предоставленные в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Таможенном кодексом РФ. Они распространяются на товары, ввозимые в качестве гуманитарной, безвозмездной помощи, на благотворительные цели и т.д.
Если на территорию РФ ввозятся товары, происходящие с территории государств – членов СНГ, то в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле они таможенной пошлиной не облагаются. Однако льготы по подакцизным товарам предоставляются только при одновременном выполнении следующих условий:
1. предоставление таможенным органам сертификатов происхождения товаров;
2. соблюдение правил непосредственной закупки;
3. соблюдение правил прямой отгрузки.
Импортными таможенными пошлинами не облагаются товары
(за исключением подакцизных), ввозимые на территорию России в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд организации с иностранными инвестициями, на период формирования этого фонда, установленный учредительными документами, но не свыше одного года с момента регистрации предприятия.
Ставки таможенных пошлин являются едиными на всей территории РФ и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары, видов сделок и других факторов. Ставки утверждаются Правительством РФ и изменяются и уточняются по мере изменения экономической ситуации.
Важным направлением совершенствования тарифов является их более глубокая дифференциация по ввозимым товарам. Кстати, отечественный тариф значительно менее дифференцирован по сравнению с тарифами зарубежных стран. Если в России по электрическим машинам тариф содержит 85 позиций и субпозиций, то в США – 400, в Бразилии – 500; по куриному мясу у нас только две позиции, в то время как в США – 20.
В тарифной защите нуждаются, как новые отрасли, которые в перспективе смогут играть важную роль в российском производстве и экспорте, так и те отрасли, которые в настоящее время неконкурентоспособны в международном масштабе, но необходимы по соображениям национальной безопасности.
Импортные таможенные пошлины применяются во всех странах мира. Таможенные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Впрочем, на этом сходство тарифов, применяемых в различных странах, и ограничивается.
Уровень пошлин определяется в первую очередь степенью экономического развития стран: чем она ниже, тем ставки пошлин выше, поскольку с помощью последних защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции недостаточно развитые отрасли отечественной промышленности. Особенно высокие пошлины, нередко достигающие 50 % и более, устанавливаются в развивающихся странах.
Важным обстоятельством, определяющим уровень импортных таможенных пошлин, является степень обработки ввозимых товаров: чем она выше, тем больше величина установленной ставки ввозной пошлины. Наибольшие ставки обычно устанавливаются на трудоемкие готовые изделия, поскольку сильная иностранная конкуренция на рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом занятых и повысить общий уровень безработицы. Так, в США пошлина на хлопок составляет 1,1 %, на хлопчатобумажные ткани – 8,7 %, а на одежду – 22,7 %; в странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, тогда как обувь, ткани и телевизоры облагаются пошлиной по 20 – 22 %.
Пошлины уплачиваются в момент принятия грузовой таможенной декларации для таможенного оформления. Оплата производится в рублях либо в иностранной валюте, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу, установленному Центральным банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации.
В исключительных случаях таможенный орган, производящий таможенное оформление, может предоставить плательщику отсрочку или рассрочку уплаты пошлин на срок до 2 месяцев с момента принятия декларации к оформлению. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, установленным Центральным банком по предоставляемым им кредитам. Отсрочка или рассрочка платежа предоставляется только в случае обеспечения уплаты таможенных платежей в виде гарантии третьего лица (банка или иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка на проведение операций в иностранной валюте).
Основополагающими документами, регулирующими порядок взимания и размер экспортных таможенных пошлин, являются:
· Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1991 г № 91 «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ»;
· Указ Президента РФ от июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».
· Порядок применения экспортных пошлин определяется Законом РФ «О таможенном тарифе».
Ставки экспортных таможенных пошлин установлены в зависимости от вида экспортируемых товаров как адвалорные (в процентах от таможенной стоимости) или как специфические (в ЭКЮ за единицу веса (объема) вывозимого товара). В отличие от импортного тарифа при экспорте комбинированные ставки пошлины не применяются. Взимание пошлины, как правило, производится в рублях. При этом сумма пошлины в ЭКЮ пересчитывается в рубли по курсу, котируемому Центральным банком РФ на дату таможенного оформления сделки.
Размер экспортной таможенной пошлины определяется по следующей формуле:
где М – масса экспортного товара, т;
С – ставка экспортного тарифа, ЭКЮ/т;
К – курс рубля к ЭКЮ, руб./ЭКЮ.
В отличие от импортных пошлин, применяемых во всех странах, экспортные пошлины устанавливаются в России и в отдельных развивающихся странах. Наиболее разветвленная система экспортных пошлин и налогов создана в Аргентине, где они применяются с целью пополнения казны, а не для регулирования внешней торговли. До недавнего времени достаточно разветвленная система экспортных таможенных пошлин применялась в Индии. Здесь ими облагались только товары традиционного национального экспорта – 25 наименований (чай, кофе, черный перец, табак, хлопок, джутовые изделия, железная и марганцевая руды и т.д.). По многим из этих товаров Индия входила в число ведущих мировых экспортеров. Но с марта 1989 г. экспортный таможенный тариф в Индии был отменен. Это было вызвано либерализацией внешнеэкономической деятельности, а также потерей экспортных рынков ряда товаров (например, чая) в результате их удорожания.
В других странах (Китай, Египет, Колумбия, Бразилия, Гонконг, Бангладеш и др.) экспортными таможенными пошлинами облагается, как правило, вывоз лишь некоторых товаров.
В России экспортные таможенные пошлины до недавнего времени применялись при вывозе большинства вывозимых из страны товаров. Следует иметь в виду, что структура российского экспорта почти на 80 % состоит из топливно–сырьевых ресурсов. На долю продукции машиностроения приходится лишь около 9 %, в то время как проблема экспорта продукции машиностроения относится к числу ключевых. С ее решением связаны вопросы количественного улучшения структуры экспорта, повышения эффективности участия России в мировых хозяйственных связях.
Таможенное обложение российского экспорта – временная мера. В последние годы происходит заметное снижение экспортных таможенных пошлин по сельскохозяйственным и продовольственным товарам, размер пошлин по которым ранее был установлен на запретительном уровне в целях ограничения их вывоза, так как раньше их производство в значительной мере осуществлялось за счет государственных дотаций.
Существенное снижение экспортных таможенных пошлин произошло по отдельным видам цветных металлов и сырья для их производства, нефтехимической продукции. Недавно отменены экспортные таможенные пошлины на черные металлы и изделия из них, а с 1 января 1996 г. отменены таможенные пошлины на все товары (кроме нефти и газа). В будущем планируется полная отмена экспортных таможенных пошлин.
Правительство РФ предоставляет на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России, в виде:
· Возврата ранее уплаченных пошлин;
· Освобождения от уплаты пошлин;
· Снижения ставок пошлин;
· Установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается – постоянный и неизменный спутник российских налогов.
Анализ различных взглядов показывает, что какой – либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем – то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думают, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что – то вроде десятины в античном мире. Другие полагают, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу – плачу, хочу – скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не вовремя оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.
Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. Этот перечень можно продолжать еще долго (см. Приложение 2, 3). Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее придумать какую–нибудь новую.
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее, выхваченных их комплекса в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
Частые частичные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь - возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения, следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не может быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. Налоговая реформа продолжается. Существенным этапом ее стало введение Налогового кодекса Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10