Главной задачей МИС внешней коммерческой среды
и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том,
какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной
конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях
(сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов. Таким
образом, вопрос о конкурентоспособности фирмы и методах ее достижения является
основным в рамках МИС вообще и МИС конкуренции на рынке в частности.
Понятие конкурентоспособности трактуется в
литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность фирмы может
быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам
данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.
Наиболее значительными в 90-е годы были
исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.
М. Портер подробно анализирует различные
подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной
экономики страны. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как
на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом зависит от факторов,
сформировавшихся в стране базирования фирмы.
Рассматривая такие факторы как наличие рабочей
силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства,
различия в практике управления фирмами и др., Портер пришел к выводу, что ни
один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить
на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.
Отвечая на этот вопрос, он исходит из
основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность
использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и
на уровне экономики страны в целом.
Исходя из него можно утверждать, что для
обеспечения конкурентоспособности фирма должна постоянно заботиться о наиболее
полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а
также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.