-выпуск поддельных товаров, внешне ничем не
отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому
обычно на 50% дешевле;
-закупка образцов с целью их копирования.
Можно выделить следующие основные направления
конкурентной деятельности фирмы:
1) Конкуренция в области рынков сырья за
завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства
необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами,
высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с
целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда.
В качестве конкурентов предприятия на сырьевых
рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов,
использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию,
трудовые ресурсы;
2) Конкуренция в области сбыта товаров и/или
услуг на рынке;
3) Конкуренция между покупателями на сбытовых
рынках.
В зависимости от интенсивности конкуренции в
этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою
сбытовую деятельность.
В условиях насыщенного рынка конкуренция
покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих
трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки
зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта
товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией
покупателей.
Так как конкуренцию в маркетинге принято
рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции
соответствуют определенным этапам потребительского выбора.
В соответствии с этапами принятия потребителем
решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
1) желания-конкуренты.
Этот вид конкуренции связан с тем, что
существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных
средств;
2) функциональная конкуренция.
Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и
ту же потребность можно удовлетворить различными способами ( существуют
альтернативные способы удовлетворения потребности).
Это базовый уровень изучения конкуренции в
маркетинге.
3) межфирменная конкуренция.
Это конкуренция альтернатив доминирующих и
наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.
4) межтоварная конкуренция.
Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она
конкуренцией по сути не является, а представляет из себя частный случай
ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского
выбора.
В данной работе основное внимание будет
уделено межфирменной конкуренции.
Роль государственного регулирования при
формировании конкурентных отношений на рынке
В рыночной экономике фирмы действуют в
условиях конкуренции. Обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры
или типы рынков. Выбор маркетинговой стратегии фирмой во многом зависит от
конкурентной структуры. Характеристики различных типов рынка представлены в таблице.