Конкуренция
представляет собой нормальное состояние
рынка. Да разве можно
назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство
захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности
и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можно
классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по
своему характеру и в) по методам соперничества. По масштабам развития
конкуренция может быть:
1) индивидуальной
(один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать
наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется
среди товаровладельцев какой-то территории);
3) отраслевой (в
одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой
(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою
сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной
(состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной (борьба
предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом
рынке).
По характеру развития
конкуренция подразделяется; 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения
рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников
подрываются посредством снижения цен) и 1) неценовая (победу одерживают путем
повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).
Свободная
конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых
товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких
количествах, Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же
выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину
стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства
в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от
всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги
на любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за
рыночными ценами.
Свободная
конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В
более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв.. Свободное
соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых
странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на
поприще рыночного состязания фермеров.
В XX в. получили
развитие новые формы рыночного соперничества- регулируемая государством
конкуренция и противоборство монополий. При первоначальном знакомстве с
конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные
отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует
стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в
большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного
соперничества.