* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на русский язык
Каждый стандарт содержит следующую информацию: объект учета – дается определение объекта и основных понятий, связанных с этим объектом; признание объекта учета – дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности; оценка объекта учета – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности; отражение в финансовой отчетности -
Трансформация (от лат. trans - сквозь, через formation - образование) означает процесс перехода из одного состояния в другое, преобразование.
В отношении бухгалтерской отчетности трансформация представляет процесс перевода (трансляции) статей российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности.
Трансформацию отчетности следует отличать от организации
параллельного бухгалтерского учета в нескольких системах бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация предусматривает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату.
В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Многие из этих организаций имеют специальные подразделения, занимающиеся трансформацией отчетности, некоторые - заняты ведением параллельного российскому бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации.
Рассмотрим основные подходы к организации и проведению трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Для этого необходимо:
- раскрыть различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО;
- рассмотреть различия в расчете показателей отчетности между российскими стандартами и МСФО (оценка статей, момент признания и др.);
- рассмотреть подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО.
Различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО, представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2
Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
№
Различие
Россия
МСФО
1
Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Пояснительная записка
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных потоков Комментарии к финансовой отчетности
2
Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса
Информация приводится в агрегированной форме только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса
Информация приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса)
3
Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках
Показатели отчета представляются по функциональному составу. Допускается представление показателей в разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной)
Показатели отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (например, расходы раскрываются по элементам затрат)
4
Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала
Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении произошедших изменений к определенному компоненту капитала (например, к добавочному капиталу)
Не предусмотрена корректировка входящего остатка капитала (на начало года) на влияние изменений учетной политики
Движение компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной) форме, Предусмотрен альтернативный вариант раскрытия изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках
Предусмотрена корректировка входящего остатка капитала на влияние изменений учетной политики
5
Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств
Предусмотрено использование как прямого, так и косвенного методов движения денежных средств
Возможно дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам
6
Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрываться в приложениях к указанным формам отчетности, а также в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)
Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев
7
Информация о забалансовых статьях
Предусмотрена справка о наличии забалансовых ценностей, однако информация раскрывается без логической привязки к соответствующим балансовым статьям
Формат раскрытия информации забалансовых статей не предусмотрен, однако существуют требования о логически связанном раскрытии забалансовых статей и активов (обязательств)
8
Различия в составе показателей бухгалтерского баланса
Показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») не предусмотрен
Включается показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и соответственно в обязательства баланса
9
Различия в составе показателей отчета о прибылях и убытках
Включение в отчет показателя «Амортизация» не предусмотрено
Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках
Существуют значительные различия в расчете показателей российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности по МСФО. Несмотря на незначительные внешние отличия форм российской бухгалтерской
отчетности от рекомендуемых форматов МСФО, в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти различия можно классифицировать как:
- различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;
- различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);
- различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов и расходов в России и в системе МСФО (учет инфляционных процессов);
- различия в возможности использования аналитических методов (например, дисконтирование), призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.
Различия в понятийном аппарате должны рассматриваться с точки зрения концептуального различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов. При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.
Во многих случаях требования налогового законодательства и
рекомендаций в виде Положений по бухгалтерскому учету существенно различаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6