Рефераты. Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

       Согласно МСФО № 34 промежуточная отчетность по составу соответствует годовой отчетности. Она должна включать такие же отчеты     и составляться на той же основе, что и последняя по времени годовая отчетность компании. Например, компания должна подготавливать сводную промежуточную отчетность, если ее последняя годовая отчетность была составлена как сводная.

        В России в состав промежуточного отчета разрешено включать баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Включение других форм зависит от требований внешних пользователей и учетной политики организации. Важнейшим требованием к промежуточной отчетности является использование при ее подготовке той же учетной политики, что       и для годовой отчетности компании. Это обеспечивает соблюдение единых принципов подготовки и составления всей финансовой отчетности компании,

независимость оценки годовых результатов от того, представляет ли компания промежуточную отчетность и с какой периодичностью, сопоставимость данных промежуточной отчетности за разные периоды          в пределах финансового года. Оценки при составлении промежуточной отчетности должны производиться накопительно с начала года до даты,       на которую составляется такая отчетность. При этом отражение данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года означает, что составляемая в течение одного отчетного года месячная (квартальная) отчетность не ограничивается показателями за каждый период в отдельности, а включает данные с начала отчетного года по последнее его число.

Законодательство также устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной — в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой — в течение 90 дней по окончании года.

Конкретная дата устанавливается учредителями (участниками)

организации или общим собранием. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по назначению. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчета и последние дни месяцев – для промежуточной бухгалтерской отчетности.

       Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.

       Первый уровень - главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава, III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13—17. Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.

         К нормативным документам первого уровня относятся также

Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определений и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

       В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34й, в ред.  приказа Минфина России от 24.03.2000 г. № 31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета.  С практической стороны такой подход оправдан, поскольку ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Минфин России возложены полномочия по осуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учета и отчетности юридических лиц страны. Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Минфином России.Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.

       Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101;

«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций".  

           Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует       ее параллельно по российским правилам.     

   Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности    при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа – организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

 Кроме того, организация должна руководствоваться: планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.); нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг); другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятель­ность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, немате­риальные активы и др.).

 Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

 В данном Положении устанавливается состав, содержание и мето­дические основы формирования бухгалтерской отчетности организа­ций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.




           1.3. Документальное оформление бухгалтерской отчетности

        Целью финансовой отчетности, как известно, является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта. При этом особое значение приобретает такое понятие, как прозрачность отчетности, которое означает доступность и понятность информации о существующей ситуации, принятых решениях и действиях всем участникам рынка.

           Как свидетельствует мировая практика, предоставление прозрачной и полезной информации является необходимым условием функционирования организованного и эффективного рынка.  В случае отсутствия полезности информации могут не знать истинного финансового положения предприятия даже его руководители, а другие участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение, что негативно сказывается на работе рынка.

 Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, предопределяется качеством содержащихся в ней данных. Во избежание неправильного информирования пользователей, сведения в отчете проверяются на предмет соответствия их действующим положениям нормативных актов. Эта работа выполняется непосредственно в организации, а также аудиторами, имеющими лицензии на проведение аудиторских проверок.

       Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Хотя бухгалтерские (финансовые) отчеты по своему содержанию предназначены для целей предоставления информации, необходимой в процессе принятия решений, сама их структура не должна влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат.

   При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности. Хотя эти отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из них раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего (например, размеры сомнительных долгов). В момент подготовки отчетов точно определить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бухгалтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность; возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые аудиторы согласятся, что они с разумной степенью точности соответствуют основным операциям или событиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.