Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
3. Коммерческий кредит на современном этапе
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными.
В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.
В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.
Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, ' что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях.
В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими товарами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК.
Все это во многом предопределило уровень и формы развития кредита во внешней торговле в 80-е годы.
В последнее время все больше и больше становится заметным государственное субсидирование экспорта. Правительства развитых стран стали чаще и в больших объемах направлять на эти цели часть мобилизованных у налогоплательщиков в бюджет средств для улучшения платежного баланса страны, поддержания уровня занятости и экономической активности в экспортных отраслях промышленности.
Поскольку экспортные кредиты в первую очередь требуют наличия больших денежных фондов, государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с частных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурентоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешнеторговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капитала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе субсидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отношении не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т.е. определять рамки взаимосогласованных условий государственного финансирования внешней торговли.
Весной 1978 г. страны-члены ОЭСР, кроме Турции и Исландии, подписали соглашение об унификации экспортных кредитов, называемое чаще Консенсусом по экспортным кредитам. Это соглашение направлено на унификацию важнейших условий государственных экспортных кредитов: сроков, минимального размера процентной ставки, доли покрытия льготной ссудой стоимости контракта или минимального размера наличных платежей, круга подпадающих под него товаров и услуг. Все эти условия регулярно пересматриваются.
Рост доли государственного кредитования экспорта по сравнению с частным вызван меньшей выгодностью последнего. Эта сравнительная невыгодность заключается не только в рыночном уровне процентной ставки, но и в меньшем размере кредита, отсутствии автоматизма в его получении. Кроме того, развитие на международном ссудном рынке тенденции предоставления займов по "плавающим" ставкам значительно затрудняет оценку общей стоимости займа для должника, т.к. уровень процента заранее неизвестен.
Однако в 80-е годы одновременно с быстрым развитием государственного прямого банковского кредитования происходит и увеличение объема коммерческого кредитования и связанного с ним косвенного банковского кредита, хотя и гораздо меньшими темпами. Рост мирового внешнеторгового оборота (доля экспорта в мировом ВВП поднялась с 12% в 1960 г. до 22 % в 1980 г.), удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, форсирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров - все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит.
Как уже отмечалось выше, в первой половине XX века при абсолютном росте объема коммерческого кредитования, его доля в опосредствовании внешнеторговых продаж имела тенденцию к снижению. Одна из причин этого процесса, продолжающегося и поныне, заключалось в формировании все большего числа монополий и укреплении их позиций в экономике, что способствовало росту продаж товаров конечному потребителю, минуя оптовых посредников. Кроме того, изменение роли банков означало, в частности, и снижение доли косвенного банковского кредитования по сравнению с прямым.
Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого кредитования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.
Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.
Получили развитие и векселя, не базирующиеся на торговых сделках - финансовые векселя, плательщиками по которым выступают банки, а также "дружеские" векселя, взаимно выставляемые предпринимателями друг на друга с целью получения банковских ссуд.
Таким образом, векселю не всегда противостоят реальные товары, что часто приводит к серьезным затруднениям при превращении его в деньги.
В период экономического кризиса 1929-1933 годов и последующей депрессии четверть всех банкротств произошла вследствие неплатежеспособности векселедателя или гарантировавшего его банка.
В настоящее время проблема получения денег по векселям не только не ослабла, но, напротив, значительно возросла. Особенно актуальной стала проблема задержки возврата средств по векселю. По оценкам специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением сроков. Все это замедляет нормальный кругооборот капитала, может подорвать доверие к корпорации и снизить ее конкурентоспособность. В связи с этим возрастает внимание корпораций к вопросам организации коммерческого кредита. Особенно активны в этой области ТНК.
Буржуазные экономисты выделяют следующие основные составляющие реализации: условия предоставления коммерческого кредита (количество гарантов, срока) , методы платежа (формы расчетов, оплата частями или целиком и т.д.), возможность отклонения объема товаров в каждой партии от заказанного количества. Эти элементы во многом определяют организацию механизма коммерческою кредитования.
В 70-х годах в крупных ТНК появились специальные отделы, занимающиеся коммерческим кредитованием, руководители этих отделов стали входить в советы управляющих. Первоначально основной задачей этих отделов был сбор платежей, причитающихся по векселям. В дальнейшем их функции расширились и стали охватывать:
· организацию воздействия на потенциальных неплательщиков;
· изучение платежеспособности клиентов;
· разработку новых форм коммерческого кредита и платежей.
Эти отделы тесно сотрудничают с банками, работающими с векселями, принадлежащими ТНК. Например, у "American Steel" в отделе коммерческого кредита работают банковские служащие, создана картотека векселей, соединенная электронными каналами связи с банковским компьютером; предоставление банковского кредита под вексель происходит практически автоматически, в результате данный отдел ТНК срастается с банком.
Если в 60-х годах ТНК уделяли мало внимания реализации товаров, то с 1973 г. положение резко изменилось. По целой группе товаров (нефть, газ, цемент, кофе и др.) спрос стал в течение длительного времени превышать предложение, а по другим товарам (автомобили, черные металлы, суда и др.) имело место противоположное явление. Все это наложило значительный отпечаток на развитие коммерческого кредита и поведение контрагентов при заключении торговых сделок. Основным желанием поставщиков стало ускорение срока получения платежа. Наличие векселя в портфеле корпорации отнюдь не гарантировало получение денежных средств, а в случае их получения - возмещение затрат на производство из-за инфляционного процесса. Особенно остро данная проблема затрагивала экспортные поставки из-за резких валютных колебаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15