Прямые затраты - это затраты, которые можно связать с носителем затрат (продуктом, клиентом, регионом и т.д.). Примерами прямых затрат могут служить, например, связанные с продуктом издержки материалов, связанные с клиентом издержки на рекламу и т.д.
Косвенные затраты – это затраты, которые нельзя напрямую связать с носителем затрат. Примерами косвенных затрат могут служить, например, затраты, связанные с управлением предприятием, расходы, связанные с обслуживанием компьютерной сети и т.д.
Хотя может показаться, что прямые затраты можно отождествить с переменными затратами, а косвенные затраты с постоянными затратами, на самом деле это не так. Обе классификации построены на основании разных критериев[5]. Например, если на оборудовании производится один продукт, то затраты на обслуживание этого оборудования, с одной стороны, являются постоянными издержками, а с другой стороны, - прямыми затратами. Но если на этом оборудовании производится несколько продуктов, то затраты на его обслуживание по-прежнему являются постоянными издержками, но для одного продукта – косвенными расходами, поскольку их нельзя связать с носителем затрат. В то же время в отношении группы продукции мы вновь имеем дело с прямыми затратами, поскольку затраты на обслуживание оборудования можно связать непосредственно с группой продукции.
Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции, расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному определению себестоимости продукции.
Прямые материальные затраты на производство продукции состоят из следующих статей[6]:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18