Рефераты. Калькуляция себестоимости масложировой продукции

Метод позаказной калькуляции целесообразно применять в отраслях, где производятся специализированные виды продукции или товары по заказам, например в строительстве, полиграфии, машиностроении и кораблестроении.

Попроцессная калькуляция

·        Товары или услуги, появившиеся вследствие непрерывных или повторяющихся операций (процессов)

·        Затраты накапливаются по отделам (цехам)

·        Затраты собираются на технологической учетной карточке

·        Затраты на единицу продукции подсчитываются по цехам в производственных отчетах.

Альтернативная система сбора данных о затратах – попроцессная калькуляция – может быть применена на предприятии, которое производит за отчетный период большое количество одного и того же вида продукции. При использовании этого метода нет необходимости определять производственные затраты по конкретному заказу. Вместо этого может быть определена себестоимость единицы продукции делением себестоимости всей продукции на количество единиц продукции. За себестоимость заказа (затраты на заказ) принимается средняя себестоимость каждой единицы продукции, произведенной за период, умноженная на количество заказанных единиц продукции[5].  

         Характер и цель учета по центрам ответственности. Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам ответственности за расходованием средств.

         В удачно разработанной системе учета по центрам ответственности существуют два параметра:

·        Первый показывает вклад от конкретных продуктов и услуг в прибыль организации;

·        Второй показывает вклад в прибыль отдельных сегментов организации, таких как должностные обязанности, цеха подразделения.

Задачей управленческого учета является оценка деятельности руководства по планированию и контролю действий предприятия с целью обеспечения результативности и эффективности. Учет по центрам ответственности является важным аспектом функции управленческого учета. Учет по центрам ответственности берет свое начало в экономике управления и науке о поведении.

Типы центров ответственности. Существуют четыре возможных типа центров ответственности, основанных на характере и мере ответственности за принятие решений, возложенных на управляющих. Это центры затрат, дохода, прибыли и инвестиций[6].

Центр затрат – это местонахождение производства или услуги, функции, деятельности или оборудования, затраты на которые могут быть установлены. Центр затрат – это «часть предприятия», расходы в отношении которой могут быть определены, а затем соотнесены к единицам затрат. Терминология в разных организациях не одинакова, но «часть предприятия» может быть как отделом в целом, так и его подотделом.

В центре затрат (расходов) ответственность управляющего ограничена контролем за затратами. Отчет о деятельности отражает контролируемые затраты, связанные с работой подразделения за определенный период времени. Затраты, за которые управляющий несет прямую ответственность, появятся в отчете о деятельности данного подразделения.

Управляющего центром ответственности оценивают по его (ее) способностям выполнить поставленные задачи при приемлемых затратах. Чтобы определить, какая сумма затрат считается приемлемой, обычно обращаются к затратам предыдущего периода. Приемлемый уровень затрат можно определить, оценив, какими должны быть затраты, чтобы выполнить задачу. Подобный подход считается наиболее предпочтительным.

Для предприятия, производящего краски, центрами затрат могут являться:

·        Смешивающий отдел

·        Упаковочный отдел

·        Склад

·        Администрация

·        Отделы продаж и маркетинга

Для бухгалтерской фирмы центрами затрат могут быть отделы:

·        Аудита

·        Налогообложения

·        Бухгалтерского учета

·        Текстообработки

·        Администрация и столовая

·        Или же различное географическое местоположение, скажем, офис в Ташкенте или Самарканде.

Для предприятия масложировой промышленности (на примере ОАО ИИ «Гулистан Экстракт Ёг»)

·        Склад семян

·        Семяочистительный цех

·        Шелушильно-сепараторный цех

·        Экстракционный цех

·        Мыловаренный цех

·        Котельный цех

·        Элеватор шрота

·        Цех расфасовки масла в стеклотару

·        Цех расфасовки масла в ПЭТ

·        Механический цех

·        Строительный цех

·        Электроцех

·        Маслобаковое хозяйство

Установление затрат для каждого центра важно для:

ü     Определения отношения затрат к единицам продукции

ü     Планирования будущих затрат

ü     Контроля затрат – это сравнение фактических затрат с планируемыми  или фактических затрат с затратами на закупку.

Центр дохода. Подразделения предприятия, деятельность которых в первую очередь связана с осуществлением продаж, могут рассматриваться как центры дохода. В этом случае деятельность оценивается с точки зрения получаемых доходов и понесенных прямых затрат. Обычно они сравниваются с заранее определенными или существовавшими ранее значениями дохода и затрат.

Центр прибыли – центр затрат, на который можно отнести прибыль. Центр контроля в этом случае смещается с детального анализа доходов и расходов к оценке прибыли. Обычно, термин «центр прибыли» сводят к подразделению организации, которое обладает четырьмя основными характеристиками:

·        Основная задача – получение прибыли

·        Его руководство располагает полномочиями принимать решения, влияющие на важнейшие факторы, определяющие прибыль

·        Предполагается, что его руководство будет использовать методы решений, основанные на прибыльности

·        Его руководство подотчетно высшему руководству за сумму получаемой прибыли

Для предприятия производящего краски центром прибыли могут быть отделы оптовой и розничной торговли. Для бухгалтерской фирмы – индивидуальное местонахождение или же типы предприятия (аудит, консультация, бухучет и т.д.)

Все центры прибыли могут являться также и центрами затрат, но не все центры затрат могут быть центрами прибыли.

Установление превышения выручки над затратами для каждого центра затрат важно для:

·        Планирования будущих прибылей

·        Контролирования затрат и выручек, т.е. сравнения фактических затрат и выручек с планируемыми

Центр инвестиций – это центр затрат, где менеджеры, как правило, ответственны за доход от продаж и за расходы, а также за принятие инвестиционных решений, оказывая влияние на размер инвестиций.

         На предприятии масложировой промышленности (на примере ОАО ИИ Гулистан Экстракт Ёг) обычно центрами затрат являются склады или цеха, например экстракционный цех, либо цех мыловарения, где собираются затраты, которые впоследствии будут распределены на единицу готовой продукции.

         Такие затраты как калькуляция на выработку воды, калькуляция на выработку электроэнергии и калькуляция на выработку теплоэнергии (пара) подсчитываются в целом по предприятию, а затем распределяются по цехам на основе базы распределения. Таким же образом подсчитываются калькуляция цеховых расходов и калькуляция вспомогательного производства. Эти расходы также затем  распределяются по цехам, соответственно входят в себестоимость продукции цеха, на основе базы распределения. 

         Таким образом, мы видим, что на предприятии ОАО ИИ «Гулистан Экстракт Ёг» существуют центры затрат, такие как «ВОДА», «ЭНЕРГИЯ», «ПАР» на которых отражаются совокупные расходы предприятия соответственно на воду, пар и энергию

         На предприятии ОАО ИИ «Гулистан Экстракт Ёг» ведется различная калькуляция себестоимости в зависимости от производимой продукции. Так, например, производство некоторых видов продукции требует прохождения нескольких процессов, соответственно необходима система попроцессного калькулирования себестоимости[7].

Для калькулирования рафинированных масел требуется два процесса:

1. Процесс калькулирования нерафинированного масла

2. Процесс калькулирования рафинированного масла, где все затраты первого процесса переходят на второй процесс, и готовая продукция первого процесса является основным производственным сырьем для второго.

         Калькуляция таких видов продукции как чистящих средств, мыла и макарон не требует попроцессного производства и поэтому используется калькуляция затрат с полным распределением издержек.

         Уникальность калькуляции масложировой продукции на предприятии, а именно калькуляция хлопкового масла заключается в образовании побочного продукта (шрота, шелухи – на первом процессе, соапстока – на втором), поступления от реализации которых занижают себестоимость готовой продукции. Благодаря наличию побочного легко реализуемого продукта, себестоимость основной продукции значительно занижается 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.