В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров: по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия, или по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов покупателю (заказчику). Второй метод учета выручки — по отгрузке продукции, выполнению работ, оказанию услуг и предъявлению расчетных документов — не является традиционным для российских предприятий. При углубляющемся кризисе неплатежей он практически не применяется, исключение составляют некоторые совместные предприятия. Рекомендации использовать этот метод связаны с переходом России на международные стандарты учета и статистики, но конкретные экономические условия еще не позволяют предприятиям ориентироваться на международный опыт. Предприятие-поставщик действительно рискует, отгрузив продукцию или выполнив работы, так как вероятность не получить своевременно оплату очень высока.
Несмотря на то, что практически все предприятия в России учитывают выручку по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия, планирование выручки необходимо рассмотреть применительно к обоим методам.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и расходы на реализуемую продукцию:
врп =О1 + ТП-О2,
где Врп - планируемая сумма выручки от реализаци продукции;
О1- нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года — в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции —- в ценах планируемого периода.
В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции так же, как и при планировании расходов на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции является только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другая ситуация — длительный период осуществления расчетов или непоступление платежа от покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителей предусматривается создание фонда риска, или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, но обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки это учесть возможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам. Источник образования резерва — прибыль до ее налогообложения.
Финансовое планирование на предприятии.
Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.
Планирование на предприятии осуществлялось и в условиях административно-командной экономики. Планы предприятий в те годы определялись заданиями отраслевых министерств и получались громоздкими и трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой- с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
-определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
-установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
-соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
-контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.
Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного финансового планирования, так как все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм острее, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств, для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого, внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю. В результате — будущее небольшом предпринимательской фирмы более неопределенно и непредсказуемо.
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том что оно:
-воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
-предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
-служит инструментом получения внешнего финансирования.
Процесс финансового планирования.
Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на фирме, можно отметить, что это — сложный процесс, включающий в себя несколько этапов, которые отображены на рис.2
На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов — бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.
В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.
Пятый этап — это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Рис.2. Основные этапы финансового планирования на фирме
Финансовое планирование на предпринимательской фирме включает в себя три основные подсистемы:
-перспективное финансовое планирование;
-текущее финансовое планирование;
-оперативное финансовое планирование.
Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются.
Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко — до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5