Рефераты. История ОАО "ГАЗ"

Сотни рабочих стремились овладеть смежными профессиями, дать фронту как можно больше продукции. Так, рихтовщица кузнечного цеха Клавдия Тихонова, уплотняя рабочее время, освоила четыре профессии: заточника, шлифовщика, кузнеца и рихтовщика. Прессовщицы кузнечно-рессорного цеха Н. К. Губанова и С. А. Кузьмичёва освоили профессии машиниста на паровых молотах, а прессовщица З. М. Рудневская - профессии машиниста и кузнеца на паровом молоте. Это позволило им систематически выполнять сменное задание на 130-140%.

Движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий приобрело на автозаводе широкий размах. В августе 1941 года на предприятии насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальностями. В начале октября комсомольцы автозавода одновременно с молодёжью Уралмашзавода выдвинули новую форму социалистического соревнования - фронтовые бригады. “Самоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Будем работать по-фронтовому!” - этот боевой клич молодых автозаводцев был широко подхвачен не только на горьковских предприятиях, но и по всей стране.

Прошло всего несколько дней, а фронтовые бригады появились уже во многих цехах. К 15 октября 1941 года на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объединяли 256 молодых патриотов. Первые комсомольско-молодёжные бригады В. Шубина, В. Тихомирова, И. Якименко, В. Шабаева, П. Давыдовой, Ф. Любавина и других показывали примеры подлинного трудового героизма.

Комсомольско-молодёжная бригада колёсного цеха начала работать 23 октября, и в первый же день члены бригады Горшков, Русинова, Пронина, Абатурова, Кузнецова, Рыбакова, Симаков и Дегтяренко перевыполнили норму в 2 раза. Колёсный цех ещё не знал такой высокой коллективной производительности труда; на следующий день выработка составила 218%, а 25 октября - 225%. В цехе режущего инструмента трудилась фронтовая бригада И. Якименко. В неё входили фрезеровщики А. А. Осьмушников, Н. И. Солодухин, Д. Ф. Шагаев, строгальщица М. И. Лугина, заточник В. Н. Земсков, контролёр П. Е. Лукьянов. Взяв обязательство выполнить сменное задание на 200%, они довели выработку до 245%. Члены бригады П. Давыдовой из литейного цеха серого чугуна в первый же день выполнили сменное задание на 225%. В механосборочном цехе работала бригада В. Шабаева, которая систематически выполняла сменное задание на 600%, а в отдельные дни - на 800%. Так трудились десятки фронтовых бригад.

В сжатые сроки автозаводцы освоили производство нового танка Т-70, бронеавтомобиля  и аэросаней. За выдающиеся заслуги в области оборонной техники и танкостроения группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР.

Во всесоюзном соревновании в июле 1942 года автозавод завоевал второе место, а в августе - первое. Коллектив автозавода был удостоен высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны.

Летом 1943 года, готовясь к наступлению  на Орловско-Курском направлении, враг стремился вывести из строя стратегические объекты советского тыла. Фашисты хвастливо заявляли, что сотрут с лица земли кузницу оружия- Горьковский  автозавод.

С 4 по 22 июня Горьковский автозавод подвергался налетам вражеской авиации. От 7 налетов значительно пострадали 50 зданий и сооружений завода. Были сильно разрушены главный конвейер, цех шасси, термический № 2, колесный, кузнечный, прессовый, кузовной, инструментальный, ремонтно-механический.

Суровые испытания еще более сплотили коллектив. Завод - гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Ночные бомбардировки, пожары выматывали, уносили десятки жизней, а люди не сдавались, делали все, что в их силах, боролись за каждый станок, каждое здание.

В июне 1943 года в Горький приехала правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП(Б) А.С.Щербаковым. Был разработан развернутый план восстановительных работ. В восстановительных работах приняло участие 35 тысяч человек. По инициативе комсомольцев были созданы комсомольско-молодежные восстановительные отряды и бригады. Люди трудились, не считаясь со временем, по- фронтовому. Цеха стояли без стен и крыш  но уже выдавали продукцию. 28 октября 1943 года автозаводцы отправили рапорт ГКО о восстановлении завода. Его подписали более 27 тысяч человек. За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации 9 марта 1944 года завод был награжден орденом Красного Знамени.

Родина высоко ценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. Указом Президиума верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны  по выпуску самоходных артиллерийских установок Горьковский автомобильный завод 16 сентября 1945 года был  награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

За время войны ГАЗ выпустил  более 140 тысяч грузовых автомобилей, около 12 тысяч танков, более 10 тысяч  минометов, около 30 тысяч снарядов для ракетных установок (“Катюш”), 232 тысячи автомобильных моторов, запасных частей на 435 млн.руб.

За успехи во  Всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета  Обороны. Это знамя как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

Автозаводцы помогали фронту  не только своим доблестным трудом. Уже в первые дни войны  на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фронта обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолетов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения. Трудящиеся вносили в этот фонд облигации государственных займов, ценности, подписывались на военные займы. Широкий размах на автозаводе приобрело патриотическое движение по сбору средств на строительство эскадрильи и танковых колонн. Своими личными сбережениями автозаводцы стремились  еще более укрепить мощь Советских Вооруженных Сил, приблизить день победы.

В эти трудные годы испытаний многие автозаводцы ушли на фронт, отдали жизнь за независимость  Родины и защитили Отечество. Их мужество, отвага и героизм отмечены орденами и медалями. 35 присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послевоенное время

Страна  вновь вернулась к мирному труду. Необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия  войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства страны. Постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и  развитии автомобильной промышленности”, принятое в августе 1945 года, явилось конкретной программой действий многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей в послевоенный период.

Многие из цехов пришлось перестраивать, расширять. В 1946 году было перемонтировано и смонтировано заново  4036 единиц оборудования.

Горьковским автомобилестроителям предстояло освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы воины, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легкового автомобиля “Победа”.

Особого внимания заслуживает легковой автомобиль М-20 “Победа”. Ему было суждено стать не просто этапным, а вписать яркую страницу не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. “Победа” была первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом  “бескрылой” формы. Независимая подвеска  передних колес, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения,  гидравлический привод тормозов - все это впервые нашло применение на автомобилях ГАЗ. Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников по прочности, надежности, топливной экономичности и комфортабельности, но и находился на уровне лучших зарубежных образцов своего класса. За создание “Победы ”  и освоение производства группа  инженеров под руководством главного конструктора А.А.Липгарта была отмечена Государственной премией СССР. Имя А.А.Липгарта стоит в одном  ряду с известными автоконструкторами страны. Заслуги его в области создания и развития отечественной школы конструирования автомобилей неоспорима. За 18 лет работы Андрея Александровича на посту главного конструктора завода  коллектив  ГАЗа разработал и выпусти такие автомобили, как: М-1, М-20 “Победа”, ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ-61, ГАЗ-67, ГАЗ-69, Т-60, Т-70, СУ-76, БА-64 и др. У Липгарта было редкое сочетание таланта конструктора с врожденными способностями лидера, организатора. Пятикратный лауреат Государственной премии СССР был компетентен не только в конструировании, но и в технологии машиностроения, учитывал интересы не только завода , но и всего народного хозяйства.

Освоение новых автомобилей происходило одновременно с наращиванием выпуска прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. 28 июня 1946 года на небольшом участке, расположенном в цехе автоматов, собирается первая “Победа”.

Во втором полугодии 1949 года автозаводцы приступили к подготовке и освоению производства нового лимузина - легкового автомобиля большого класса ГАЗ-12. Освоение серийного выпуска  автомобиля ГАЗ-12 представляло собой большой шаг и в то же время способствовало  дальнейшему улучшению качества уже выпускаемой легковой машины “Победа”.

В октябре 1950 года первая партия комфортабельных автомобилей ГАЗ-12  с эмблемой в виде бегущего оленя была отправлена потребителям. За разработку конструкции и освоение производства лимузина ГАЗ-12 группе работников автозавода была присуждена Государственная премия СССР. Более высокой ступенью  в развитии советского автомобилестроения стало создание совершенного и экономичного легкового  автомобиля  ГАЗ-21 “Волга”. 15 октября 1956 года была изготовлена первая машина . Первая партия автомобилей направляется в Москву. Она предназначалась  для участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего  летом 1957 года. На всемирной выставке  в Брюсселе в 1958 году “Волга” ГАЗ-21, “Чайка” ГАЗ-13 и ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой выставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.