Кто может быть инвестором?
К числу иностранных инвесторов обычно относят слудующие категории субъектов:
1) иностранные юридические лица (включая, в частности, любые компании. фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательствот страны своего местонахождения);
2) иностранные физические лица;
а) иностранные граждане;
б) лица без гражданства;
3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;
4) иностранные государства;
5) международные организации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные инвестиции стр. 13
Петров Ю.А.(ОУВЭД 94)
Какие гарантии может дать государство?
Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто “некоммерческими”, увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер. Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в
* гарантии от изменения законодательсва;
* гарантии от национализации и реквизиции;
* гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;
* гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;
* сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;
* сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;
* компенсаций при национализации или реквизиции;
* компенсаций при возмещении убытков;
* гарантии использования прибылей в национальной валюте каждого
государства.
Ограничения для иностранных инвесторов
В настоящее время ограничения участия в приватизации иностранных инвесторов сводятся к трем основным случаям.
1. Участие иностранного инвестора в приватизации объектов предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких предприятий ( со среднесписочной численностью работающих до 200 человек или с балансовой стоимостью по состоянию на 1
Иностранные инвестиции стр. 14
января 1992 г. до 1млн. руб.) промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается по решению местных органов власти.
2. Решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, у которых оборонный заказ составляет более 30% общего объема выпуска продукции, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд, стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи принимаются Правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации указанных объектов и предприятий. При этом после проведения чекового (денежного) аукциона (конкурса) организаторы направляют в Правительство Российской Федерации и в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации сведения об иностранных инвесторах-победителях торгов. Федеральная Сужба Безопасности Российской Федерации вправе в течение месяца предоставить в Правительство Российской Федерации мотивированное заключение о необходимости запрета на приобретение акций, долей паев, имущества указанными иностранными инвесторами. На основании этого зключения Правительства Российской Федерации признает соответствующее постановление.
3. Не допускается использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Иностранные инвестиции стр. 15
Взаимные расчеты с иностранными инвесторами при совершении сделки осуществляются в рублях или приватизационными чеками.
В связи с осуществлением приватизации в России был установлен особый порядок продажи земельных участков (Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам”). Собственник приватизированного предприятия может по своему желанию приобрести земельный участок такого предприятия в собственность или взять в аренду. В соответствие с этим Указом и Земельным кодексом России, который вообще не предусматривает возможности продажи земли юридическим лицам, вопрос о возможности для юридических лиц, в том числе и иностранных, получить право собственности на землю зависит от местных органов власти. Правительство Москвы, например, такой возможности не предусматривает, и земля предоставляется в Москве иностранным инвесторам лишь в пользование, а не в собственность.
В подготовленном в 1995 году проекте Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что иностранные инвесторы не могут иметь право собственности на землю.
Учреждение предприятий с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации
* Составление и утверждение учредительных документов
* Устав
* Учредительный договор
* Сбор необходимых документов для регистрации
* Учредительные документы
* Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса или арендный договор на помещение под офис
* Устав иностранного предприятия
Иностранные инвестиции стр. 16
* Справка из банка страны инвестора о наличии денежных средств
* Предоставление необходимых документов для регистрации в Регистрационную палату
* Получение Временного свидетельства о регистрации
* Выполнение Временного свидетельства о регистрации
* Выполнение необходимых действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации
* Открытие счета в банке и внесение средств в уставный капитал
* Постановка на учет в налоговой инспекции
* Получение справки о присвоении кодов из Госкомстата ОКПО и ОКОНХ
* Предоставление в Регистрационную палату документов о выполнении действий для получения Постоянного свидетельства о регистрации
* Получение Постоянного свидетельства о регистрации
Режим внешнеэкономической деятельности и таможенные льготы
С самого начала создания совместных предприятий в СССР для них были установлены особый режим внешнеэкономичесой деятельности, льготы по таможенному обложению, особый порядок валютных отчислений.
В настоящее время законодательство России исходит из того, что все предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут вывозить продукцию без лицензии при наличии трех условий:
1) доля иностранных инвестиций должна составлять более 30%;
2) вывозимые товары должны относиться к числу квотируемых;
3) предствлен сертификат установленной формы, подтверждающий, что продукция произведена предприятием.
Количественные ограничения, если они установлены, должны действовать и для предприятий с иностранными инвестициями.
Иностранные инвестиции стр.17
Имущество, которое иностранный инвестор ввозит в качестве вклада в уставный фонд предприятия с иностранными инвестицими в пределах установленных учредительными документами сроков для его формирования. и имущество, которое предназначено для собственного материального производства, освобождается от уплаты таможенных пошлин и налога на импорт. Таможенные пошлины не взимаются и с имущества, которое иностранные работники предприятия с иностранными инвестициями ввозять для собственных нужд. Что же касается общего таможенного режима, взимания экспортных и импортных пошлин, то эти вопросы регулируются таможенным законодательством, которое достаточно часто меняется.
Острый вопрос - это возможность распоряжаться полученной предприятием выручкой.
Согласно Указу Президента РСФСР от 30 декабря 1991 г. “О формировании Республиканского валютно резерва в 1992 г.” все предприятия и организации обязаны продавать часть своей валютной выручки для формирования Республиканского валютного резерва. Все 50% подлежащей обязательной продаже валюты они могут продавать по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке России.
Согласно заявлению Правительства России в мае 1994 г. все предприятия с иностранными инвестициями будут иметь право оставлять в своем распоряжении всю сумму валютной выручки от реализации экспорта собственной продукции.
Ликвидация, прекращение деятельности предприятий
Предприятие прекращает свою деятельность в случае реорганизации или ликвидации. Реорганизация проводится по решению высшего органа предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями должны ликвидироваться в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены законодательством государства, где было учреждено такое предприятие.
Иностранные инвестиции стр. 18
К СП , в уставном фонде которых доля государственной собственности может составлять 50% и более, применим закон о банкротстве (Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий -банкротов) и применению к ним специальных процедур”.
Предприятие также ликвидируется по решению правления или иного органа предприятия, по решению суда либо арбитража. Специфика ликвидации СП состоит в том, что она может произойти в случае признания предприятия несостоявшимся. Такая ситуация возникает, если каждый из участников не подтвердит, что он внес 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд. И тогда орган, который зарегистрировал предприятие, должен признать его несостоявшимся.
Иностранные инвестиции стр. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции в страну, а с другой - проводить политику протекционизма возникающему отечественному предпринимательству, необходимо специальное законодательство об иностранных инвестициях, потому что включение иностранного капитала в экономику и хозяйственную деятельность иностранных предприятий будет инородным телом. Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике специальное законодательсво должно сохраниться, хотя его значение и удельный вес будут меняться. Если же переход к рынку будет длительным, это законодательство не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие, и только в отдаленной перспективе его роль уменьшится, а затем оно станет ненужным.
Иностранные инвестиции стр. 30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................3
ЗАКОНЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РОССИИ.....................6
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД
ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ ?................11
ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
С РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.............20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................31
Иностранные инвестиции стр. 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5