------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иностранные инвестиции стр. 7
Петров Ю.А.(ОУВЭД 94)
законодательстве. В основном Указ предусматривал следующее:
1) создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100% участием иностранного капитала;
2) возможность портфельных инвестиций путем приобретения акций и других ценных бумаг советских предприятий иностранными инветорами;
3) долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;
4)предоставление иностранным инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юдридических и физических лиц;
5) возможность свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в рублях, а также возможность перевода ее за гриницу;
6) в целях активизации инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов разрешалось создавать зоны совместного предпринимательства ( в дальнейшем в законодательстве закрепилось применение термина “свободные экономические зоны” , который более соответствовал сущности этих зон).
10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон “Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР”. Он определил круг возможных субъектов инвестиционной деятельности, установил, что “основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение)” - предусмотрел правило о гараниях прав инвесторов и защите инвестиций. В большей части положения этого Закона носили доктринальный, а не нормативный характер. Это был комплексный законодательный акт, поскольку в нем содержались положения по инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным инвестициям Закон содержал важные положения о гараниях, что имело особое значение для создания надлежащего правового климата иностранным инвестициям.
Последним существенным правовым актом в области иностранных
Иностранные инвестиции стр. 8
инвестиций, принятым органами Союза ССР, был Указ Президента СССР от 17 августа 1991 г. “ Об обеспечении залогом обязательств, возникающих при осуществлении иностранных инвестиций в СССР” В этом акте предусмативалось, что обязательства, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций в СССР, могут обеспечиваться залогом любого имущества ( в том числе имущественных прав), за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством Союза ССР и республик не может быть отчуждаемо. Для договора залога предусматривалась письменная форма. Договор о залоге недвижимого имущества и прав на него должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован.
Нужно ли специальное законодательство об иностранных инвестициях? В чем причина формирования специального инвестиционного законодательства в СССР, а затем и в странах СНГ?
Изучение опыта других стран показывает, что потребность в таком законодательстве возникает прежде всего в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г. и Горный закон 1965 г. в Мексике). Большое внимание уделяется иностранным инвестициям в законодательстве Ирана, Индии, Филиппин и других стран. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет. Как правило, к деятельности иностранных инвесторов и к допуску вообще иностранного капитала применяются общие положения гражданских или торговых кодексов, нормы,
регулирующие предпринимательскую деятельность в этих странах.
Иностранные инвестиции стр. 9
С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие (материальные) результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект по данному соглашению.
Такая гарантия связана с вопросом о незыблемости заключенных с иностранным инвестором договоров, на основании которых он делает вклад. например в СП, осуществляет разведку и эксплуатацию природных ресурсов или иным образом ввозит капиталы в страну.
Мировая практика создания благоприятного инвестиционного климата свидетельствует о том, что необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.
В отношении незыблемости договорных условий обычно в конкретных договорах специально оговаривается, что условия договоров сохраняют свою силу в течение всего срока его действия. Одностороннее расторжение договора не допускается. В Указе Президента России от 24 декабря 1993 г. в отношении соглашений о разделе продукции при пользовании недрами прямо оговаривается, что “внесение изменений в соглашение допускается только по взаимному согласию сторон, если иной порядок не предусмотрен соглашением” .
Для российского законодательства характерна не последовательность в предоставлении льгот иностранным инвесторам .Так, в области налогового законодательства первоночально предусматривалось освобождение предприятий с иностранными инвестициями в течении 2 лет от уплаты
Иностранные инвестиции стр. 10
налога на прибыль с момента получения объявленной прибыли. Эта льгота была отменена, а затем восстановлена, но только для предприятий, действующих в сфере материального производства и зарегестрированных до 1 января 1992 года.
В законе РСФСР ” Об инвестиционной деятельности в РСФСР ” от 26 июня 1991 года было предусмотрено, что государство гарантирует стабильность прав инвесторов . Дальнейшее развитее законодательства и практики его применения, прежде всего в области налогооблажения, показало, что даже в таком ограниченном объёме эта гарантия не применялась.
Что следует понимать под иностранными инвестициями ?
Понятия “инвестиции”, “иностранные инвестиции” можно определять по-разному. Само слово ”инвестиции” английского происхождения (investments) и означает оно “капиталовложения”. Следовательно, термины “инвестиции” и “капиталовложения” - это синонимы.
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции - это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и “диагональные “ отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют
Иностранные инвестиции стр. 11
частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами, такая связь налицо при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например. выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку естественных ресурсов).
Формы иностранных инвестиций :
* долевое участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а также прибретения доли участия ( паев, акций) в существующих предприятиях;
* участие в приватизации;
* создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;
* создание банков с иностранным участием;
* приобретение предприятий;
* создание дочерних предприятий, филиалов, представительств;
* приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;
* приобретение государственных ценных бумаг;
* приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;
* приобретение иных имущественных прав;
* заключение концессионных договоров;
* заключение договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей страны;
Иностранные инвестиции стр. 12
* осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах
Национальный режим или режим наибольшего благоприятствования
Принципиальный подход для определения такого режима был выработан еще в общесоюзных Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР. В этом акте было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий, организаций и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях. Аналогичное положение об общем правовом режиме иностранных инвестиций содержится в ЗИИ России. Речь идет о предоставлении национального режима, т.е. иностранные инвесторы уравниваются в правах с местными инвесторами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5