Рефераты. Инвестиционная политика предприятия, роль инвестиций для повышения эффективности работы предприятия

На протяжении последних двух лет наблюдается профицит государственного бюджета. По данным Федеральной службы государственной статистики промышленное производство за первые три квартала 2006г. возросло на 6,5% к аналогичному периоду прошлого года. Накопленный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за первые 9 месяцев оценивается в размере 1490 млрд. рублей, в сентябре инвестиции в основной капитал составили 267,8 млрд. руб. с темпом роста относительно прошлого года в 108,7%.

По состоянию на 2007 год по данным Министерства экономического развития и торговли накопленный иностранный капитал в экономике России составил 57 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 51,7%, доля прямых инвестиций составила 45,8%, а портфельных - 2,5%.

Финансовых средств, получаемых национальной экономикой за счет внутренних источников инвестиций, не всегда достаточно для успешного экономического развития страны. Это особенно актуально для стран с развивающейся или переходной экономикой.

В связи с этим, необходимо отдельно рассмотреть внешние источники инвестиций, т.е. источники иностранных инвестиций

 Базовый закон 2000 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам»(7). Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микро- уровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты.

Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, но все же его темпы растут.

7 Е. Яковлева. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.//МЭиМО.2005.№9.С.14.


Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если  иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор может создать полностью принадлежащее ему предприятие, филиал или представительство, создать совместное предприятие, стать совладельцем уже существующего и нормально функционирующего предприятия и т.д. При этом он всегда стремится принять участие или самостоятельно осуществлять руководство этой компанией. Ярким примером прямых капиталовложений является машиностроение: в настоящее время в России функционируют несколько заводов по выпуску и сборке иностранных автомобилей, принадлежащих иностранным компаниям (Форд) или организованным как совместные предприятия (Шевроле Нива). Следует особо отметить, что прямые зарубежные инвестиции  также представляют собой способ повышения технического уровня российских предприятий, поскольку иностранные инвесторы не только вкладывают средства в организацию производства, но и часто внедряют на этих предприятиях современные технологии. Более того, в мировой практике инвестирование преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. В некоторых случаях, предприятия с иностранными инвестициями получают прямой выход на международный рынок.

Привлечение прямых иностранных инвестиций должен иметь доступ ко многим сферам национальной экономики, однако должны существовать и некоторые отраслевые ограничения (государственные монополии и т.п.). Примерами таких отраслей являются отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, нефтедобывающие и газодобывающие отрасли), а также производственная инфраструктура (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.). Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала.

В последние годы на международном рынке часто используется такая форма долгосрочного финансирования, как проектное финансирование. Оно заключается в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

России необходимо прилагать все усилия к привлечению всех видов иностранных инвестиций, поскольку они в конечном итоге способствуют будущему увеличению производственных мощностей экономики. В настоящее время уже не плохо зарекомендовали себя  «Лизинг» и «Франчайзинг»,  о которых мне хотелось бы рассказать более подробно.


       1.6 Специальные формы  инвестиционных компаний: 

                     лизинг   и  франчайзинг.

Под лизингом понимают имущественные отношения, при которых одна организация (лизингополучатель) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать его ей в пользование.

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных заемных средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме земельных участков и др. природных объектов, а также объектов, запрещенных к свободному обращению на рынке.

Общие преимущества лизинга.

Для предпринимателей, постоянно сталкивающихся с проблемой поиска финансовых ресурсов для обновления производственной базы, закупки оборудования или транспортных средств, лизинг представляет несомненный интерес.

1. Лизинг позволяет без резкого финансового напряжения для предпринимателя приобрести необходимое оборудование.

2. Все затраты, связанные с приобретением оборудования (в том числе монтаж, пуско-наладка, обучение персонала, таможенное оформление и т.д.) полностью относятся лизингополучателем на себестоимость продукции, товаров, услуг, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу.

3. Лизинг позволяет применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до трех. Это позволяет существенно снизить остаточную стоимость, по которой после окончания срока лизинга предприниматель зачисляет оборудование на свой баланс в качестве собственных основных средств.

4. Переговоры с производителями и поставщиками оборудования, оформление договоров купли-продажи производит лизинговая компания, что сокращает для предпринимателей временные и материальные затраты.

5. Налог на имущество, компенсируемый лизингополучателем лизинговой компании, существенно ниже (за счет ускоренной амортизации), чем при покупке оборудования за собственные средства или по кредиту.

6. Индивидуальный подход позволяет подобрать схему оплаты лизинговых платежей, удобную для предпринимателя, что упрощает для него внутрипроизводственную калькуляцию и облегчает процесс планирования.

Быстрое развитие лизинга во многих странах указывает на то, что этот вид финансовой деятельности пользуется значительным спросом и успешно заменяет традиционные источники финансирования, такие, как банковские кредиты. Лизинг дает преимущества всем участникам лизинговых отношений.

Франчайзинг - franchising - (также франчайзинг, франшизинг, льготное предпринимательство, коммерческая концессия):

а) форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором;

б) процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий.

Франшиза - franchise - (также фрэнчайз):

а) право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию;

б) организационная форма малого бизнеса, дающая индивидуальному предпринимателю право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной фирмы, т.е. предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

 Виды  франчайзинга:

Товарный франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции.

Производственный франчайзинг - отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий.

Деловой франчайзинг - взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.