В целом, зависимость между процентной ставкой и объемом сбережений образуют индивидуальное предложение сбережений. Графическое отображение этой зависимости есть кривая индивидуального предложения сбережений (рисунок 5.4‑3). Эмпирические исследования свидетельствуют, что в типичном случае, при относительно небольших значениях процентной ставки рост доходности сбережений ведет к увеличению их объема, а когда процентная ставка превышает некоторый предельный уровень – объем сбережений начинает снижаться (эффект дохода начинает оказывать большее влияние).
В реальности значение процентных ставок, как правило, соответствуют возрастающему участку кривой рыночного предложения – возрастание процентных ставок ведет к росту предложения сбережений, причем эластичность этой взаимосвязи невелика. Однако, это не всегда и необязательно так, и возможны случаи, когда увеличение процентных ставок оказывает обратное действие на объем сбережений.
Рисунок 5.4 ‑ 3
Индивидуальное предложение сбережений.
Если сложить предложение всех сбережений домашними хозяйствами, мы получим рыночное предложение заемных средств. Графически, рыночное предложение – это результат сложения по горизонтали индивидуальных кривых предложения сбережений.
Рисунок 5.5 - 1
Равновесие на рынке заемных средств.
Взаимодействие спроса и предложения на любом конкурентном рынке определяет равновесные значения объемов и цен. Под конкурентным рынком (рынком совершенной конкуренции) мы понимаем рынок, на котором ни один из участников не имеет возможности оказывать влияние на цену. Есть все основания считать рынок заемных средств в значительной степени конкурентным – на нем присутствуют предприятия всех отраслей и видов деятельности, и практически все домашние хозяйства. Если даже очень большая фирма изменит свои решения относительно инвестиций – в масштабах всей экономики это не окажет существенного влияния на процентную ставку. Таким образом, в нашей модели объем инвестиций и рыночная процентная ставка (плата за использование заемных средств) определяется, исходя из равновесия спроса и предложения. Механизм здесь аналогичен любому другому конкурентному рынку – дефицит (предложение спроса над предложением) приводит к увеличению цены, излишек – к снижению. По словам Джона Стюарта Милля: “Ставка процента должна быть такой, чтобы спрос на ссудные капиталы уравнялся с их предложением. Она должна быть такой, чтобы количество капитала, которое одни люди желают отдать взаймы под конкретный процент, было равно тому количеству капитала, которое другие хотят взять взаймы”.
Рассмотренная нами простая модель позволяет сделать важный вывод: основными факторами, определяющими объем инвестиций и процентную ставку в рыночной экономике, являются, во‑первых – инвестиционные возможности фирм (доходность инвестиций, определяющая спрос), во‑вторых – предпочтения людей между текущим и будущим потреблением (склонность к сбережениям, определяющая сбережение). В реальности, процентные ставки находятся под влиянием очень многих факторов, однако названные два являются основными, а остальные, по выражению Нобелевского лауреата Вильяма Шарпа – “лишь рябь на воде”. Однако воздействием других факторов не следует пренебрегать. И один из наиболее важных здесь – влияние государства. Государство – по‑видимому, единственный участник финансового рынка, способный своими действиями оказать существенное влияние на процентные ставки и объем инвестиций.
В реальности, в отличие от рассмотренной нами простой модели, на рынке существует не единственная цена за использование заемных средств, то есть, наблюдается множественность процентных ставок. Два основных фактора, определяющих это явление – время и риск.
Финансовые обязательства имеют различный срок выполнения, – как показывает практика, обязательства с различным сроком имеют различную ставку доходности – то есть, существует временная структура процентных ставок.
Кроме того, финансовые обязательства различаются по степени риска, понимаемого как неуверенность (неопределенность) в получении будущих доходов. И это, в силу несклонности к риску большинства инвесторов, является основой для существования структуры процентных ставок по степени риска: более рискованные инвестиции финансируются, только если они обеспечивают более высокую доходность.
Инвестиционная деятельность всегда направлена на получение прибыли или достижения социального эффекта за счет инвестирования. Она может быть осуществлена во всех сферах народного хозяйства. Принципы ее осуществления следующие:
· невмешательство органов государственной власти и управления, общественных организаций, юридических лиц и граждан в инвестиционную деятельность, не противоречащую действующему законодательству;
· добровольность инвестирования;
· равноправие всех участников, инвесторов, независимо от форм собственности и видов деятельности;
· защищенность инвестиций;
· свобода выбора критериев при осуществлении инвестиционной деятельности.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяется договором между ними. Договор является основным правовым документом, регулирующим производственно‑хозяйственную деятельность и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности и является их исключительной компетенцией. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном действующим законом.
Главными задачами инвестиционной политики являются непосредственное участие государства в капиталовложениях и формирования благоприятной среды для роста инвестиционной активности, оказание поддержки “жизнеобеспечивающим” производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы, поощрение и привлечение частных и иностранных инвестиций в приоритетные сферы развития производства, а также повышение эффективности капитальных вложений.
В своей работе я привела толкования понятия “инвестиции”, которые в различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности имеют свои особенности. Немаловажную ступень в инвестиционном процессе занимают участники инвестиционной деятельности, в роли которых могут выступать инвесторы, заказчики, пользователи работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности поставщики, банковские, страховые организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.
Классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. Инвестиции делятся по признаку целевого назначения будущих объектов, по формам воспроизводства основных фондов, по источникам финансирования, по направлению использования, по объектам вложения, по характеру участия в инвестировании, периоду инвестирования, формам собственности инвестиционных ресурсов, региональному признаку. Данная классификация позволяет более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования. Так же в своей работе я привела принципы осуществления инвестиционной деятельности, о которых необходимо иметь представление.
В заключение мне бы хотелось сказать, что инвестиционная деятельность – это интересная, важная и сложная проблема, которую невозможно полностью показать и раскрыть всю ее сущность в одной курсовой работе, но которая очень важна для развития экономики как внутри страны, так и на мировом уровне: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
1. Е.А. Ендовицкий. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности компаний, 2001 г.
2. И.В. Сергеев. Организация и финансирование инвестиций, 2001 г.
3. Э.И. Крылов. Анализ эффективности и инновационной деятельности предприятия, 2001 г.
4. И.А. Зимин. Реальные инвестиции, 2000 г.
5. Я.С. Мелкумов. Организация и финансирование инвестиций, 2000 г.
6. И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. Организация и финансирование инвестиций, 2000 г.
7. А.Д. Аюшеев, В.И. Филиппов, А.А. Аюшеев. Инвестиции, 1999 г.
8. В.В. Бочаров. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий, 1998 г.
9. М. И. Кныш. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности, 1998 г.
10. А. Мертенс. Инвестиции, 1997 г.
[1] Эмитент ‑ юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года).
Эмитент ‑ государство, предприятие, учреждение, организация, выпускающие в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6