Как ранее указывалось, в феврале 1999 г. был опубликован Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Рядок статей этого Закона определены формы и методы государственной регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся органами государственной власти РФ и субъектов Федерации.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1)создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:
совершенствования системы налогов;
применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;
защиты интересов инвестора;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными
ресурсами не противоречащих законодательству РФ;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга;
проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности,
которое осуществляется в форме капитальных вложений путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных
проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами;
формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому
перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством.
Значительное место в системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование, которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Строго регламентируя порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защищает капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они могут быть реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
В настоящее время утвержден статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам — победителям конкурсов, имеющих государственную поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерального статистического наблюдения № 1-эфк «Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов — победителей конкурсов по состоянию на 1 октября 1999 г.».
Целью обследования является получение информационной базы для расчетов фактической эффективности и окупаемости по введенным стройкам и объектам.
Система показателей включает следующие характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:
§ фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал;
§ фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов;
§ фактический чистый доход;
§ количество созданных рабочих мест;
§ продолжительность строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов имеет Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.).
Правительством РФ также принят ряд постановлений, направленных на реформирование национальной экономики, выводу ее из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.
В системе мер, предусмотренных Правительством РФ, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановление и развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров с правительствами развитых стран и с крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию. Весьма характерно и то, что отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равные права и обязанности.
Не менее важной задачей Правительство считает реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагается объединение «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Наиболее важные задачи таких корпораций состоят в улучшении менеджмента, упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции и т.д. Кроме того, Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России должна обеспечивать своевременное рассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав органами государственной власти и принятии неотложных мер.
Предусматривается конкретизировать систему страховых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку российского экспорта и инвестиционных процессов.
Все перечисленные мероприятия, в случае их успешной реализции, должны обеспечить России приток инвестиций и как следствие динамичное развитие экономики.
Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
Переход к рынку обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функций в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры инвестиций по формам собственности в связи с развитием приватизации, ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования — доходности операций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15