II
Прямое и особое государственное регулирование инвестиционной деятельности
Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений. Государственные централизованные капитальные вложения — это инвеститор направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Росстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство. Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная, проблема жилья остается острой для многочислительного среднего и бедного класса населения. На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей жилой площади, в то время как в Европе — 51-50 кв. м на человека. Главная трудность — это недостаток средств на финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета — ограниченно. Привлечение частных инвестиций тоже ограничено — у народа нет денег. Кредиты коммерческих банков — дороги. Таким образом, формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирована инвестиций заключаются в следующем:
1) выделение средств на капитальные вложение из государственного бюджета;
2) на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионе, отраслей, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики
4) разработка (формирования) и реализация федеральных строительных программ;
5) разработка и проведение единой государственной, научно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита. Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности. Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России. Особое государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в следующем. Согласно Градостроительному кодексу особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил градостроительство невозможно или затруднено. Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:
1) введения специальных государственных стандартов, нормативов и правил;
2) введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;
3) выдачи специальных разрешений на строительство. Например, разрешения на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ):
§ город Москва — столица Российской Федерации;
§ город Санкт-Петербург;
§ города — центры субъектов РФ;
§ города-курорты;
§ исторические поселения, на территории которых имеются памятники истории и культуры:
§ городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые админисративно-территориальные образования, государственные заповедники, национальные парки);
§ поселения, расположенные в районах повышенной сейсмической опасности. Инвестиционная деятельность в капитальном
строительстве может осуществляться во всех отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В то же время исключительной особой инвестицинной деятельностью государства являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем, федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных инвестиционных программах. Инвестиционные проекты целевых программ наиболее важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются населением регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.
Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в России
Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
Основные принципы государственной инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России». Этот документ определял направление деятельности правительства по выходу из инвестиционного кризиса в создание необходимых предпосылок для активизации инвестиционных процессов.
Программа была принята в 1996 г., т.е. в период относительной экономической стабилизации, и рассчитана на срок до 2000 г. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в тот период в инвестиционной сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.
Мероприятия программы были направлены на повышение объема капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования, в том числе путем увеличения доли государственных инвестиций. Основная часть государственных инвестиций должна была быть предоставлена частным инвесторам на конкурсной основе. И хотя многие положения программы по причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса, от основополагающих законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций, не утратили своей актуальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15